Музыка 3 класс Учебник Усачева Школяр

На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).
Музыка 3 класс Учебник Усачева Школяр - 2014-2015-2016-2017 год:


Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Текст из книги:
Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» В.О. Усачёва, Л.В. Школяр МУЗЫКА 3 класс Москва 5/ЖГ. 2015 УДК 373.167.1:78 ББК 85.31я71 У74 Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» шк'( Совет координаторов предметных линий «Школы 2100» -лауреат премии Правительства РФ в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках На учебник получены положительные заключения по результатам научной экспертизы (заключение РАН от 01.11.2010 № 10106-5215/130), педагогической экспертизы (заключение РАН от 20.01.2014 № 000457) и общественной экспертизы (заключение НП «Лига образования» от 30.01.2014 № 152) Руководитель издательской программы -доктор пед. наук, проф., член-корр. РАО Р.Н. Бунеев Усачёва, В.О. У74 Музыка. 3 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - М. : Баласс, 2015. - 80 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»). ISBN 978-5-85939-892-8 Учебник «Музыка» для 3 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, создан в соответствии с программой «Музыка». Является продолжением непрерывного курса по предмету «Музыка» для начальной школы и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». В учебнике реализован основной принцип концепции Д.Б. Кабалевского - преподавание музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью. Основная идея учебника - это интонационная природа музыки. Ученики знакомятся с понятием «интонация», учатся выделять её из музыкального контекста; пробуют сочинять на основе текстовых заданий свои интонации; получают представление о том, что такое развитие, интонационная работа, и сами экспериментируют в этой области; получают представление о музыкальной форме и некоторых её разновидностях. Может использоваться как учебное пособие. УДК 373.167.1:78 ББК 85.31я71 Данный учебник в целом и никакая его часть не могут быть скопированы без разрешения владельца авторских прав ISBN 978-5-85939-892-8 © Усачёва В.О., Школяр Л.В., 2011 © ООО «Баласс», 2011 Наши дорогие третьеклассники! Настаёт пора по-настоящему удивиться возможностям моих друзей - Песни, Танца и Марша. Теперь мы сможем заглянуть в самую сердцевину каждого из них и понять, как родились они, каждый со своими особенными чертами. Интонация поможет нам более пристально рассмотреть удивительный мир музыки во всём многообразии форм и человеческих чувств. Но помните, музыка существует только благодаря человеческим способностям сочинять её и исполнять. Поэтому внимательно отнеситесь к разделу «Разучиваем и исполняем песню». Чем глубже и точнее вы выразите идеи композитора, тем быстрее и лучше станете понимать саму музыку и её назначение в мире. А помогать нам будут наши старые друзья-помощники -Песня, Танец и Марш. Запомните значки, которые помогут вам ориентироваться в заданиях и учебных проблемах. - проблемный вопрос, на который нужно самостоятельно найти ответ; р Л - практическое задание (слушаем, поём, рассматриваем ноты, тренируем свою «внутреннюю музыку», работаем в музыкальной рабочей тетради). 3 Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость Ваши рассказы о встречах с музыкой на каникулах. Эти рассказы-рисунки связаны с музыкой, но не всегда напрямую. Изображение музыканта с инструментом или танцующая пара может, конечно, вызвать в памяти мелодию наигрыша или танца. □ А что ещё на картинке может быть музыкой? Нарисуйте свои впечатления о лете и вспомните, где какая музыка звучала и почему. 4 - Вокруг нас часто звучат такие мелодии, в которых мы не узнаём знакомых песен, но про которые хочется сказать, что из этих мелодий могли бы получиться отличные песни. Бывает, что такие мелодии, сочинённые композиторами, пронизывают всё сочинение. Мы зачастую не замечаем их границ, словно нет у них ни начала ни конца, и нам тогда хочется сказать, что всё сочинение поёт, как одна бесконечная льющаяся песня. Но это уже не песня и не просто мелодия, а нечто гораздо большее, хотя и вырастающее из песни. Это то, что мы называем песенностью. И песенность эта пронизывает, можно сказать, всю музыку, хотя и проявляет себя, конечно, по-разному у разных народов, в сочинениях разных композиторов*. - Тогда и о танцевальности можно сказать, что это такое свойство или характер музыки, которые вырастают из танца точно так же, как из песни вырастает песенность. И о маршевости! - Вот и сделаем вывод: песенная музыка певучая, мелодичная, но не всегда предназначена для пения. Танцевальная создана из танцевальных ритмов и несёт в себе танцевальную энергию, но под неё не нужно танцевать. Маршевая музыка содержит в себе именно маршевую поступь, но под неё необязательно маршировать, и она не сочинена для этого. Что же даёт нам знание о маршевой, песенной и танцевальной музыке? Отправимся за ответом в музыкальный театр. Здесь и далее таким шрифтом указаны слова Д.Б. Кабалевского. 5 Композитор Жорж Бизе Занавес на сцене всё не открывается, и спектакль никак не начнётся. Так и кажется, что он сам в нетерпении крикнет по-французски: «Ouvert!» А мы слышим: «Уверт!» - что в переводе на русский означает «Открывайте!». Так возникло слово и музыкальный жанр увертюра - музыка, которой открывается оперный или балетный спектакль. Увертюра ещё лет 250 назад не очень-то была связана по содержанию и музыкальному материалу с дальнейшим действием. Но позднее она стала готовить слушателей к тому, что будет происходить на сцене, - коротко, сжато обо всём главном. Пока закрыт занавес, прослушайте увертюру к опере Ж. Бизе «Кармен» и выберите из предложенных драматических жанров то, что услышали и поняли по характеру главных тем увертюры, например: дальше будет комедия, трагедия, героический или бытовой сюжет. Помогли ли разобраться в этом песня, танец, марш -песенность, танцевальность, маршевость? Напойте то, что запомнилось более всего. Убедите учителя и одноклассников в правильности своего выбора. П 6 Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе 7 g Прочитайте несколько фрагментов из сказки П. Ершова. Так же, как и вы теперь, сказку «Конёк-Горбунок» читал композитор. Потом сочинял музыку к балету. Может быть, он и не задумывался над тем, танцевальную или песенную тему ему нужно сочинить для того или иного эпизода. Может быть, просто искал, как поточнее выразить в музыке сказочные события. Но мы можем услышать теперь, есть ли в его музыкальной речи «три кита». А вам какую музыку - танцевальную, песенную или маршевую - подскажет этот текст? □ За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе — на земле Жил старик в одном селе. 8 У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать -Как бы вора соглядать; Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Волны моря заклубились, Корабли из глаз сокрылись. Чудо-юдо рыба-кит Громким голосом кричит: «Чем вам, други, услужити? Чем за службу наградити? Надо ль раковин цветистых? Надо ль рыбок золотистых? Надо ль крупных жемчугов? Всё достать для вас готов!» Царь умылся, нарядился И на рынок покатился; За царём стрельцов отряд. Вот он въехал в конный ряд, На колени все тут пали И «ура» царю кричали. 9 Конёк-Горбунок (Фрагмент из балета) Р. Щедрин Царь умылся, нарядился И на рынок покатился; За царём стрельцов отряд. Вот он въехал в конный ряд, На колени все тут пали И «ура» царю кричали. П. Ершов Разучиваем, поём, играем Скворушка прощается Слова М. Ивенсен 11 - Если эту песню спеть без слов или мелодию исполнить на флейте или скрипке, то получится песенная музыка, очень грустная и прекрасная. - А я знаю композитора, который сочинял танцы, где танцевальность и самые разные настроения и переживания человека были важнее самого танца, например мазурки или полонеза. Это польский композитор Фридерик Шопен. - Всё, что сочинил Шопен, за немногими исключениями, было написано им для фортепьяно. И вот среди его фортепьянных произведений рядом с сонатами и балладами, этюдами и прелюдиями, рядом с большими концертами, предназначенными для исполнения пианистом вместе с оркестром, мы находим 17 вальсов, 16 полонезов и 58 мазурок! 12 Любая шопеновская мазурка, любой полонез, любой вальс - это уже небольшие музыкальные поэмы, глубокие и разнообразные по выраженным в них человеческим чувствам. Мы слышим в них тоску по родине (Шопену пришлось многие годы провести на чужбине) и отзвуки освободительной борьбы польского народа, которой Шопен глубоко сочувствовал; поэтическая нежность так же свойственна им, как и драматизм; изысканное изящество сочетается в них с ослепительным блеском. И над всем царит море волшебно-прекрасных мелодий. В них-то и заключена неотразимая привлекательность шопеновской музыки. Л Г.И. Семирадский. Шопен играет в салоне князя Радзивилла в Париже Слушаем «Полонез» Шопена. Следите за собой! Что происходит с вами, когда звучит эта музыка: меняется состояние души, настроение, шаг, взгляд? Какие мысли возникают? Попробуйте повторить (прохлопать) ритмическую формулу, которая сопровождает мелодию полонеза на протяжении всего произведения. 13 - Если Шопен - польский композитор, значит, мазурка, полонез, вальс - танцы польского народа. - Во-первых, вальс - австрийский танец. Во-вторых, мазурка и полонез, конечно, танцы польские, там и родились. Но их любили и танцевали по всей Европе: и в Австрии, и в Германии, и во Франции. В России полонез и мазурка были неотъемлемой частью бала. Не могу удержаться, чтобы не вспомнить огромные великолепные залы, освещённые множеством свечей в хрустальных люстрах. В середине зала танцевали, музыканты размещались у передней стены, по двум сторонам зала не-танцующие дамы и господа беседовали, знакомились. Полонезом открывался бал. Ещё при императрице Екатерине он мог длиться до 30 минут! Вторым танцем был вальс. Мазурка — это середина бала. Дама в мазурке идёт плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнёр в этом танце делает прыжки и в воздухе должен ударить нога об ногу три раза. Танцам учили детей с 5-6 лет. Они придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. А теперь, господа, ещё раз полонез! Полонез старинный Полонез современный 14 Между прочим, было очень постыдным на балу потерять такт, говорят ещё «сбиться с ноги». л Постарайтесь услышать шаг в полонезе и не сбейтесь с такта до самого конца. Попробуйте представить себя капельмейстером (дирижёром) бального оркестра. Полонезом дирижируют на три. > раз, два, три, > раз, два, три_ Полонез - И всё-таки если вы будете вспоминать этот полонез или любую другую музыку, то на ум придёт именно то, что можно напеть, - мелодия. Значит, что-то песенное будет в любой музыке. А вот интересно, что сочиняет композитор с самого начала: мелодию, аккомпанемент, придумывает ритм или видит всё в целом? - Я думаю, что сначала у композитора бывает какое-то впечатление, особенное настроение^ □ От чего у человека может остаться такое впечатление, что захочется его как-то красиво передать в музыке, или нарисовать, или написать словами? Бывало ли с вами такое? Когда? В связи с чем? У композиторов, поэтов, художников много произведений, которые называются так же, как времена года, время дня, пора жизни, например: «Осень», «Осенняя песня», «Весна», «Зимняя дорога», «Портрет старика», «Детская», «Вечернее размышление». Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... А.С. Пушкин 16 И. Левитан. Золотая осень 17 Рембрандт ван Рейн. Портрет старика в красном И. Репин. Стрекоза А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре 18 А. Куинджи. Днепр утром Если бы можно было увидеть все утра мира сразу, мы бы поняли, что во многом они отличаются друг от друга: утро в горах - от восхода в степи или на острове в океане, в джунглях или в снегах. Но везде наблюдали бы одно и то же: солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась и утро пришло! - Если бы можно было спеть так, чтобы в любое время суток наступило утро! 19 у Когда слушаешь музыку Эдварда Грига «Утро», то всегда кажется, что утро пришло. Как вы думаете почему? Лаборатория музыки Рассмотрите необходимые для сочинения своих музыкальных проектов музыкальные обозначения: 1. Расположите их в таком порядке, чтобы первый проект смог называться «Ночь», второй - «Восход», третий - «Дедушка», четвёртый - «Утро жизни». Докажите соответствие последовательности знаков - названию. 2. Можно ли сказать, что картинка восхода звучит? Если да, то выберите определение этому звучанию: тусклое, суховатое, громкое, сияющее, наполненное, строгое, резкое, нежное. Выберите также для картинки один из музыкальных знаков, обозначающих степень громкости и способ звукоизвлечения. 20 «Утро» Эдварда Грига - это фрагмент музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Названа она так по имени главного героя, Пера Гюнта. Он в этой пьесе встречает утро такими словами, вырезая дудочку: Что, в самом деле, за дивный рассвет! Горло прочистить торопится птаха, Улитка из домика лезет без страха. Утро! Прекрасней времени нет! Всю силу, какая в ней только нашлась, Природа вложила в утренний час. Может быть, Григ и начал сочинять музыку «Утра», прочитав эти слова, а может быть, и нет. Но попытайтесь сравнить «Утро» Грига и утро Пера и сказать: что общего, а что различно. 21 Эдвард Григ - замечательный норвежский композитор. «У меня точно глаза раскрылись!.. Я понял величие норвежского народного творчества и собственное моё призвание и натуру», - писал Григ, осознав свой путь. Он - национальная гордость норвежцев. Вся его музыка пропитана духом норвежских народных песен, танцев. Россия - страна, которую Григ любил и в которой так и не смог побывать. Зато с ним встречался и очень был дружен Пётр Ильич Чайковский. Когда Григ родился, в расцвете славы в России ещё жил и творил Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки. Как сходны с высказыванием Грига его мысли о народной музыке: «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем её». Эдвард Григ - То есть композитор должен всегда записывать народную песню или танец, потом их обрабатывать? - Слова эти, конечно, не надо понимать в их прямом смысле, тем более что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен. Смысл этих слов в том, что композитор должен учиться у своего народа думать, чувствовать и творить. Глинка тем и велик, что сумел воплотить в своей музыке думы, чувства и творческий дух русского народа так, как до него это ещё никому не удавалось. В своей первой опере «Иван Сусанин» он воспользовался лишь одним русским народным мотивом, но от первой до последней ноты опера дышит живой русской песенностью. 22 Сам Глинка вспоминал, что когда он читал сцену, где Сусанин гибнет в лесной глуши, заведя туда врагов, спасая будущего русского царя и Отечество, то волосы у Михаила Ивановича от ужаса вставали дыбом! Великий русский певец Ф.И. Шаляпин в роли Сусанина И вот теперь мы слушаем оперную арию, в которой Глинка с помощью русской песенности и истории о подвиге простого русского человека учит нас думать и чувствовать по-русски. Иван тоже ждёт утра, зари - последней. 23 Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя» М. Глинка 24 - Помните, в День народного единства я танцевал в опере «Жизнь за царя», которая на долгое время поменяла название и ставилась в театре как «Иван Сусанин»? Танцевал на балу разные танцы, мазурку и полонез. Ведь бал давали поляки, засевшие в Московском Кремле в XVII веке и желавшие властвовать на Руси, вот Глинка и придумал для бала польские танцы. Но важно вот что: не видя персонажей, а только слушая музыку мазурки и арии Сусанина (без слов!), всегда можно узнать, что звучит - музыка, которая сочинена для поляков или для русских. а Как вы думаете почему? - У Михаила Ивановича Глинки есть симфоническая музыка, построенная на мелодии испанского танца хота. Услышал он её, путешествуя по Испании. Потом вспоминал, как вечерами соседи, знакомые собирались у него и пели, плясали. Один из них, сын торговца, бойко играл на гитаре, особенно арагонскую хоту, которую Глинка и удержал в памяти. Так и отметил в своём дневнике - «удержал». Конечно, записал потом нотами, но сперва удержал. Попробуйте также удержать эту мелодию для себя. А чтобы лучше это получилось, подыграйте себе, прищёлкивая пальцами или на кастаньетах. Хота старинная Хота современная 25 Арагонская хота М. Глинка 26 27 Арагонская хота - Чувствую себя замечательно в оркестре! То один инструмент меня подхватывает, то другой! Не соскучишься! Под гитару я, конечно, ловко танцую, но здесь, в оркестре, совсем всё другое. Даже хочется самому не танцевать, а послушать и понять: как же Глинка сумел в обычном для Испании танце услышать будущее полнозвучное, большое симфоническое произведение? Может быть, теперь за танцевальностью в нём кроется и что-то ещё? - В каждом произведении наши черты - песен-ность, танцевальность и маршевость - только помогают раскрыть главный смысл произведения, главную мысль композитора. Я ведь не существую сама по себе, а появляюсь тогда, когда наполняюсь человеческими мыслями и чувствами. Ведь главное - о чём петь! Вот, например, подумайте, что очень важно для всех людей, для всех детей. Когда всем хорошо, все счастливы и рады? Я думаю, когда нет ссор и вражды. Вот это смысл моей будущей песни. И сочинят её люди, которые тоже так думают. А кто этого не понимал, тот, может быть, услышит песню, запоёт её и задумается об этом! а Где композитор и поэт могут найти подтверждение этим мыслям, сочиняя стихи и мелодию? Как они доказывают, что дружба - это очень важно и весело? Разучивайте песню о дружбе и пытайтесь это понять. 28 Разучиваем, поём, играем Дружат дети всей земли Слова В. Викторова Музыка Д. Львова-Компанейца 29 - Через несколько лет вы познакомитесь с музыкой Бетховена на слова Шиллера, которая обращается к миллионам людей. «Люди — братья меж собой!» - вот что нам завещал Бетховен в своей последней Симфонии № 9. В этой музыке слышен шаг, и он устремлён к радости, к мечте о дружбе и единстве всех людей в мире. Если вы познакомитесь с другой музыкой Бетховена - из Симфонии № 5, то услышите: счастье и победа - это не просто, они не даются без борьбы, без усилий, без героических поступков. Людвиг ван Бетховен Фридрих Шиллер р Какая музыка лучше всего может создать образ героя, которому для подвига нужна решимость, воля, собранность: песенная, танцевальная, маршевая? 30 Симфония № 5 Л. Бетховен 31 - Картины напряжённейшей борьбы человека за своё счастье рисуются в нашем воображении, когда мы слушаем первые три части этой симфонии. И вот наступает финал. Великолепным победным маршем, утверждающим силу, красоту и благородство человека, звучит эта заключительная часть одного из самых лучших творений великого композитора. _И точно так же, как из песни вырастает ПЕСЕН-НОСТЬ, из танца — ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, из марша вырастает ещё одно качество музыки — МАРШЕВОСТЬ. И точно так же, как мы с вами иногда говорим: «Какая песенная музыка!», хотя в этой музыке не было ни одной песни, или восклицаем: «Какая танцевальная музыка!», несмотря на то что в музыке этой не прозвучало ни одного танца, встречаемся мы и с музыкой, в которой не было никаких маршей, но мы говорим: «Какая маршевая музыка!» Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на широчайшие музыкальные горизонты. 32 Интонация Ктрёмгодамотноситсямоёпервоевоспоминаниеякувыркаюсьна- постелимоегоотцавокругстоятродныевпереднейзвонокприехалиго- стивсебегутвстречатьяпродолжаюкувыркатьсяислетевспостелиударя- юсьлбоможелезныйсундукнечеловеческийрёввсебегутобратноудар- былздоровенныйшишканалбуосталасьнавсёдетствоиюностьисрав- няласьлишьктридцатигодамкогдаужемолодымчеловекомядирижиро- валвпарижехудожникларионовтрогалеёпальцемиговориламожет- внейтовесьталант. □ Этот текст, на первый взгляд, кажется набором букв. _____ Попробуйте прочитать его и прислушайтесь к своему голосу. Ваша речь будет монотонна и мало похожа на человеческую. Чего же не хватает в тексте и в вашем голосе? Смысла, привычного и особенного именно для русской речи движения в голосе по высоте и во времени! Чтобы текст стал осмысленным на бумаге, надо увидеть в нём слова, их сложить в смысловые фразы и в предложения, расставить знаки пунктуации. р Читайте снова, слушайте себя. Что изменилось? Это фрагмент из воспоминаний о своём детстве замечательного русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. В них много трогательного, смешного, поучительного. Но главное о Прокофьеве можно узнать, конечно, из его музыки. В воспоминаниях тех, кто в детстве или юношестве встречался с композитором, он крайне деловит и даже сердит, когда у него отнимают время или детской вознёй отвлекают от работы. Кажется, ему не до детей! Чем же тогда его заинтересовала вот эта девочка? Сергей Прокофьев 33 34 - Отличнейшая песня, очень остроумная, удивительно смешная! Тонко нарисовала в своих стихах Агния Барто облик школьной болтуньи: болтает, болтает, болтает с утра до ночи, но признаться в этом не хочет. А может быть, просто и не замечает своей болтливости. Это Вовка выдумал, Что болтунья Лида, мол. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда. И пошла, и пошла: Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок, мне петь охота! За кружок по рисованью Тоже все голосовали, А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: «Драмкружок, кружок по фото -Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок...» И болтает, и болтает — никто и ничто остановить её не может. Смешные, остроумные стихи. А с музыкой Прокофьева они стали ещё смешнее и ещё остроумнее. Слова «Это Вовка выдумал_», повторяющиеся в песне несколько раз, всегда поются на мелодию неторопливую, похожую на песню, словно Лида и в самом деле вовсе не болтунья. А после этих слов сразу же, как вода из прорванной плотины, заливает нас такая музыкальная болтовня, что и не поймёшь сразу — не то пение, не то в самом деле болтовня^ Так тонко воспроизвёл Прокофьев в своей музыке речь болтуньи-трещотки, что без смеха её просто немыслимо слушать^ Вот как речь вторглась в музыку и объединилась с песней. 35 -с- * *. - Тут в музыку вторглась не просто человеческая речь, а необычная речь девочки-болтушки. В ней не слышно никаких знаков препинания! А вот сказано с восхищением про человека с красивой речью: «Говорит, как пишет!» Это значит, что в звучащей речи выражены и соблюдаются все смысловые знаки и дыхание говорящего им соответствует, не нарушает фразы. А если он делает это с чувством и отношением к тому, о чём говорит, то получается выразительно! Когда говорят: «Поёт выразительно!» - это значит, что исполнитель соблюдает в точности все указания композитора в музыкальном тексте, понимает главную мысль и выражает это в пении мастерски. - А мне нравится, как тараторит болтунья! Сразу видно, какой человек, его привычки и характер. Кок роз и получается выразительно! Никогда бы так не смог. Ведь Прокофьев хотел, чтобы мы услышали именно болтунью, поэтому и нашёл это выразительное средство - скороговорку и торопливую музыкальную интонацию. - С понятием интонации вы все хорошо знакомы. С самых ранних детских лет вы отлично усвоили множество разных интонаций: вопросительную и утвердительную, требовательную и отрицающую, мечтательную и деловитую^ Вы хорошо научились одно и то же слово делать добрым и сердитым, робким и решительным, вы научились одними и теми же словами, меняя лишь интонацию - высоту звука и окраску его, «изображать» и огромного медведя, и малюсенькую птичку „ Свои размышления вы передаёте в речи медленной и спокойной, свои тревоги, взволнованные чувства - в речи быстрой, возбуждённой^ В каждой фразе вы стараетесь выделить слова самые важные, а слова второстепенные, вспомогательные делаете едва заметными^ Интонация и есть то, что роднит нашу речь с пением и вообще со всей музыкой. 36 Прислушайтесь к голосам хороших актёров в драматическом театре или в кино или даже к голосу хорошего оратора — вы услышите, как «музыкально» звучит их речь, как много в ней различных интонационных переходов, повышений и понижений, усилений и ослаблений, какие в ней выразительные паузы и акценты, как точно выделены главные, наиболее важные по смыслу слова. Кажется, вот-вот перейдёт такая речь в мелодию^ Такой интонационно богатой с давних пор была подлинно народная речь. От говора к пению незаметно переходит хороший народный сказитель. В настоящие маленькие мелодии то и дело превращаются выкрики уличных продавцов, старьёвщиков, мелких мастеров-ремес ленников _ Заметьте, музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно и по высоте, и по длительности. А ну-ка, песню нам пропои, веселый ветер, Весёлый ветер, весёлый ветер! Разучиваем, поём, следим за интонацией, за ударением в словах, сильными и слабыми долями в музыке Спой нам, ветер Слова В. Лебедева-Кумача Музыка И. Дунаевского 7 ^1J J J >1J J Л 1. 2. 3. А ну-ка, пе-сню нам про-пой, ве-сё-лый ветер, ве-сё-лый ве-тер, ве-сё-лый J J~^l р' F J f ^ J) > i) h iBE Г h j} к ве-тер! Мо-ря и го - ры ты об-ша-рил все на све - те и все на ^41 Ш све - те пе-сен-ки слы-хал. Спой нам, ве - тер, про ди - ки - е Спой нам, ве - тер, про ча - щи лес- Спой нам, ве - тер, про ела - ву и й Г ^ г М С г ? го - ры, про глу - бо - ки - е тай - ны мо - рей, ны - е, про зве - ри - ный за-пу - тан -ный след, сме - лость, про у - чё - пых, ге-ро - ев, бой - цов. про Про чтоб т > ш 1 ■ л — г- ^ ^— — —» J ш г ^ — пти - чьи раз - го - во - ры, про СИ - ни - е про - сто - ры, про шо - ро- хи ноч - ны - е, про мус - ку - лы сталь - ны - е, про серд - це за - го - ре - лось, чтоб каж - до - му хо - те - лось до - i ^ к Ч- ' Ф ^ * —Ф Ф bid сме-лых и боль-ших лю - дей! ра-дость бо - е - вых по - бед. Кто при-вык за по-бе - ду бо- 2. А ну - ка, //- дёт! Сколько фраз и предложений в мелодии? 38 Слово фраза (в переводе с греческого языка - «выражение») в речи означает отрезок речи между двумя паузами. В музыке - мелодический отрезок, объединённый интонацией и смыслом (часто между вдохом и выдохом). Из фраз складывается предложение (куплет, строфа), из предложений -простая форма, из простых форм - сложная. 1. Из четырёх фраз состоит строфа (или куплет: запев с припевом), а из нескольких строф - песня. Вай - ну, вай- ну, вай- ну, вай - ну, по ка-ли-но-вым до-со-чкам. Допойте песню до конца, посчитайте количество куплетов. 2. Из скольких фоаз состоит запев, поипев, куплет? Спойте до конца русскую народную песню «Во поле берёза стояла», посчитайте количество куплетов. 3. Проставьте фразировочные лиги, выделяя отрезки мелодии, объединённые смыслом и интонацией. 39 ^ *irt, л; Интонации, с которыми мы поём Э! Умеренно быстро Солист mf \M4h - II. ^ \^ 1- ч—V ч * ^ J' 1 ^ г J’ J' — Кто де-жур-ны-е?—Мы де-жур-ны-е, са-мы-е де-жур-ны-е, /Ц } ^—*1— —*1—*1— К *1 1 d т ■ ■ ' ' !! *' а' * [.J И 1 « луч - ши - е де - жур - ны - е. 1. Мы де - жу - рим пер-вый ! ? о, □ Значит, интонации бывают утвердительные, вопросительные, восклицательные^ А какими ещё они могут быть? 40 Зерно-интонация - Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зёрен». Каждое такое «зерно» мы называем интонацией. - Ну-ка, попробуем найти зёрнышко в музыке Грига «Утро». Для этого надо заметить то, что сразу ярко вспоминается, то, что легче напеть: А теперь напойте интонацию из фрагмента симфонии Бетховена: - В ней уже содержится зародыш будущей мелодии, а главное - характер. И из неё, как из зародыша зерна или семени, вырастет именно маршевая, решительная мелодия, и главная интонация будет в ней повторяться, расти и изменяться. Но всегда будет узнаваться зерно-интонация. Следите сами: 41 - Из этой интонации не может, конечно, вырасти мелодия «Болтуньи»! Давайте сами придумывать интонации, вслушиваться и наблюдать, какие могут получиться из них мелодии. - А за кем наблюдать, кого слушать? - За собой, себя слушать и свою интонацию! Пусть нам для начала помогут стихи. Помните, что речь и музыка сближаются друг с другом? Спи, усни, баю-бай_ Поскорее засыпай, Баюшки-баю. Горит на солнышке флажок, Как будто я огонь зажёг! Опадают клёны, Лес грустит немой. В луже листья тонут Жёлтою луной. Дождик песенку поёт: «Кап, кап, кап-кап, кап_» Только кто её поймёт — Кап, кап, кап-кап, кап. Чижик-пыжик, где ты был? - Ну, эту песенку все знают! 42 Николай Андреевич Римский-Корсаков - «Царя Дадона надеюсь посрамить окончательно», - говорил композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, сочиняя оперу на сказку А.С. Пушкина «Золотой петушок». - Как это можно посрамить кого-нибудь музыкой? Можно плохо исполнить музыку, провалиться на концерте, музыкальном экзамене... Это стыдно, конечно! Но как можно в опере посрамить Дадона, если Пушкин уже всё сочинил про него в сказке? Что композитор для этого придумал? - Что же он для этого придумал? Расскажу вам только об одном небольшом эпизоде оперы. Тут придётся нам вспомнить одну из самых первых песенок, которые мы в своей жизни слышали. Песенка эта, правда, такая коротенькая и такая глупенькая, что дошкольники и те считают ниже своего достоинства петь её всерьёз. 43 И всё-таки придётся нам её вспомнить: Гениальная опера Римского-Корсакова и «Чижик» -невероятное сопоставление, правда? А вот взял замечательный музыкальный сказочник «Чижика» и вложил в уста самого царя Дадона^ Да ещё в какой момент! Когда царь по уши влюбился в красавицу Шемаханскую царицу и жениться на ней собрался. И в этакую минуту Римский-Корсаков заставил царя петь на мотив «Чижика» такие слова: Буду век тебя любить, Постараюсь не забыть, А как стану забывать, Ты напомнишь мне опять. Можно ли поставить царя в более глупое положение! Можно ли более бесцеремонно обнажить идиотскую пустоту под золотой короной! Вот уж действительно посрамил самодержца! Видите, какой сильный, полный едкого сатирического смеха образ создал Римский-Корсаков с помощью всего лишь маленького, глупенького «Чижика»!.. Попробуйте слова Дадона пропеть на мотив «Чижика». Что можно подумать про царя с такой интонацией? Можно ли текст царя Дадона распеть так, что это станет похоже на настоящую арию и признание в любви? Попробуйте сами! 44 - Партию Золотого петушка - так называют всю вокальную музыку в опере, принадлежащую одному персонажу, - исполняет высокий женский голос или очень высокий мужской. Партия эта небольшая, всего две фразы. В ней просто и замечательно сочетаются изобразительность и выразительность. Обратите внимание на то, что во второй фразе Римский-Корсаков иной раз меняет интонацию. □ Догадайтесь почему. Вот текст А.С. Пушкина, который внимательно читал и в который вслушивался Римский-Корсаков. В дар тебе принёс я птицу, Посади её на спицу. Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Как спросонков встрепенётся И в то место обернётся, Закричит: 1-й вариант 2-й вариант 45 л Найдите вторую фразу в каждом варианте, сравните их между собой: какая заканчивается нисходящей интонацией, какая восходящей? Влияет ли это на характер всей мелодии? Прочитайте с выражением эти строки и последите за своей интонацией: какая заканчивается нисходящей интонацией, какая восходящей? Почему интонация меняется? Ки-ри-ку-ку! Берегись, будь начеку! Ки-ри-ки, ки-ри-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку! На какую из текстовых строчек написан 1-й вариант партии Петушка, на какую - 2-й вариант? Послушайте и рассмотрите темы других персонажей: Звездочёта, воеводы Полкана. Попробуйте определить главные интонации каждой из них. 46 А вот как услышал сказку Александра Сергеевича Пушкина и оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова художник Иван Яковлевич Билибин. 47 Так в картинках развивается сюжет. Как это бывает в музыке? р 48 Развитие музыки Музыка - искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении. Постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой. - Всё будем проверять на собственном музыкальном опыте! Лаборатория музыки Вспомните песню «Почему медведь зимой спит». Раз морозною зимой (весело, живо) Вдоль опушки лесной Шёл медведь к себе домой В тёплой шубе меховой. Шёл он, шёл к своей берлоге 49 По просёлочной дороге И, шагая через мост (немного замедлить), Наступил лисе на хвост (очень быстро). - Дальше мелодия песни не меняется. Музыка повторяется в каждом куплете одна и та же. Но внимательно следите за тем, как меняется сюжет. Ведь на самом деле это -рассказ о происшествии в лесу. Мне кажется, что история очень смешная, конечно, сказочная, но и очень правдивая - такое могло произойти именно с медведем и именно с лисой. Медведь - косолапый, тяжёлый, неповоротливый, шагает привычной дорогой. Лиса - хвост длинный, роскошный распустила, идёт по следу. И вдруг_ - Получается как в театре, только актёр один - исполнитель, который поёт-«рассказывает» за всех участников истории и обо всех. - Когда читаешь для себя какую-нибудь историю, то всё, что в ней происходит, переживаешь внутри себя, про себя. А вот исполнителю нужно выражать свои чувства и переживания публично! И рассказывать историю надо так, чтобы увлечь слушателей, чтобы интересно было! Про хорошего рассказчика говорят: «Он так рассказывает, будто сам там был и всё это видел!» Исполнять надо выразительно: в определённом темпе, динамике, делая, где нужно, нарастание и затихание звука, замедление и увеличение темпа, дыша по фразам и обязательно в характере своего героя. Эти средства нужны для выразительности, называем их средства музыкальной выразительности. О них мы узнали во втором классе. Л Определите, в каких строчках нужно изменить темп, динамику (силу звучности), а значит, и характер исполнения. Запишите в рабочей тетради. 50 Подняла лисица крик, Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!» С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, Что родился без хвоста. - Раз сама интонация и вся мелодия в песне не меняются и развитие действия происходит благодаря исполнению, назовём такое развитие музыки исполнительским. □ Вспомните музыкальную сказку, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения. В ней происходят различные события, действующие лица совершают различные поступки, меняется их настроение, они разговаривают между собой, спорят, дружат, враждуют, спасают друг друга^ Вы теперь знаете, что музыка может это всё выразить и изобразить. Но как догадаться без слов, что действие происходит с тем или иным персонажем? Как понять, кто с кем дружит, кто кого спасает, кто и что чувствует, то есть как следить за развитием? Здесь нам и помогает зерноинтонация. У каждого персонажа - своя тема, которая вырастает из особенного интонационного «зерна». Это легко отличить и на слух, и в нотах. 51 Тема Кошки Кошка быстро полезла на дерево Сравните примеры, найдите изменения темы. Для чего они сделаны композитором? Когда будете снова слушать сказку, следите за развитием этих интонаций, инструментовкой (инструменты, которые исполняют разные темы) и найдите место, где все они собираются вместе и маршируют. 52 (Деревянные духовые) - Обратите внимание на то, что в сказке (догадались, что это «Петя и волк»?) три части. Попробуйте определить их на слух и выберите характеристики для каждой: спокойная, безмятежная, тревожная, волнующая, победная, торжественная. 53 - Теперь, зная об интонации и слушая её развитие, можно научиться понимать любую музыку. Давайте по-новому послушаем произведения, с которыми уже знакомы. Послушайте: песню «Во поле берёза стояла»; финал Симфонии № 4 П.И. Чайковского; прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена; «Купание в котлах» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина; «Утро» из музыки Э. Грига к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена; «Резвушка», «Злюка», «Плакса» Д. Кабалевского. И ещё вспомним песни, в которых будем следить за исполнительским развитием. Л Вспомните песни: «Разные ребята» Д. Кабалевского; «Котёнок и щенок» Т. Попатенко; «Школьные годы» Д. Кабалевского; «Солнечный круг» А. Островского. 54 Построение (формы) музыки «Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств» - так однажды сказал Людвиг ван Бетховен, размышляя об удивительном явлении в жизни человека -музыкальном искусстве. Мы тоже с вами размышляли о том, что музыка выражает мысли и чувства человека. Но у Бетховена музыка ещё и связующее звено между чувством и мыслью. Что же проясняет для нас это высказывание? Представьте себе, что у вас возникает чувство необычное, сильное и хочется им поделиться. Вы ищете слова, произносите их, но, кажется, что-то главное при этом теряется. И сколько бы ни добавлять ещё уточняющих слов, всё не то! Оказывается, не всё можно высказать словами! Но вот зазвучало всего лишь несколько нот, и мы переживаем гибель героя, тоскуем о том, кого любим, стремимся к заветной цели. Музыкальная интонация из Симфонии № 5 Бетховена: Музыкальная интонация из «Арии Сусанина»: Музыкальная интонация из «Песни Сольвейг»: 55 Можно, конечно, ответить на вопрос: «Что вы чувствуете, когда слышите эту музыку?» Но заменит ли ответ само переживание, которое возникает во время её звучания? - Никогда! Но чтобы оно возникло, нужно выслушать всю музыку целиком. Помните пьесу «Весёлая. Грустная» Бетховена? Если остановиться после «Грустной», мы неправильно поймём мысль и чувство, которыми с нами делится Бетховен. Нужны все три части: весёлая - грустная - вёселая. Вот какая форма нужна, чтобы всё было точно, - трёхчастная, а не двухчастная. Значит, для верного выражения чувства и мысли важно найти не только определённые музыкальные звуки и их сочетания, не только уметь развить интонацию? _и не только сочинить мелодию и почувствовать, как долго она должна длиться, нужна ли другая мелодия? _и нужно ли вернуться ещё раз к первой? _и при этом музыка должна литься и звучать как одно целое? - Да, владея всеми средствами выразительности, композитор много работает над формой всего произведения: над его целым и тем, из чего она состоит. Ничто не существует без формы. Возьмём, для примера, любую вещь: вазу, платье, шкаф, дом, мяч, наконец - рояль_ Чтобы они стали нужны человеку и были красивы, мастера находят нужную форму для каждой. Представь- 56 те себе вместо платья один рукав, дом без одной стены или просто одну крышу. А можно ли в половинку вазы поставить или налить что-нибудь? А квадратный мяч разве покатится? И хотя музыку и её содержание нельзя потрогать руками, вылепить, как сосуд, из глины или выстругать из дерева, форму её можно ощутить, понять. Бесформенной она быть не может. - Всё-таки как понять форму музыки? Нужно считать количество частей? - Для начала нужно научиться понимать, почему в одном музыкальном произведении требуется смена характера, а в другом - нет. А сосчитать части нетрудно. Попробуйте сами на слух и по нотам определить, сколько частей в этих двух песнях: одна, две, три или пять? Пастушья песня 57 Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Григ 58 12 А теперь подумайте, почему эти песни разные по форме. Попробуйте исполнить их так, чтобы слушателям стало понятно, сколько частей в каждой из них. - Если вы уже ответили на все вопросы и исполнили эти песни, то я хочу вам сказать, что песня - одна из самых простых форм музыки. Вспомните любую песню, например «Сурка» Л. Бетховена или «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичко-ва. Там всё время повторяются одинаковые по музыке, но различные по тексту части. Каждая из них - это куплет. Получается, что куплетов несколько, но часть-то одна. Значит, и форма одночастная. 1 -й куплет 2-й куплет 3-й куплет 4-й куплет Есть одна разница между этими песнями: после куплета в песне «Сурок» мы поём ещё одно построение (часть), в котором при повторе не меняется ни музыка, ни текст. Куплет получил название «запев» (1-я часть), а следующий за ним - «припев» (2-я часть). 1 -й куплет 2-й куплет 3-й куплет 4-й куплет Запев GQ ф с Запев GQ ф с Запев GQ ф с Запев GQ ф с Вот так на цветной схеме наглядно видно, что песни написаны в простой одночастной и двухчастной форме. 59 - Оказывается, вот так, в квадратиках, песню можно увидеть сразу всю целиком! А вот услышать каждую часть или куплет можно только вслед за предыдущей, только друг за другом! - Получается, что музыка развивается, двигается во времени, пока не прозвучит от начала до конца. А изображение, рисунок мы «схватываем» взглядом в один момент целиком. Давайте «посмотрим» на песню «Мы третьеклассники» и в один момент определим, сколько в ней частей. Вспомните, как вы её исполняли в классе, чтобы понять, как расположены части. - Несмотря на то что мальчики - народ серьёзный, а девочки - весёлые резвушки, они всё равно все вместе - дружный класс третьеклассников, уже достаточно взрослых людей, а не малышей. Наверное, это самое важное в песне, потому что ребята трижды возвращаются к этой мысли и трижды повторяется эта часть. 60 - Главная мелодия, которую поёт весь класс, чередуется со звучащей по одному разу только у мальчиков и только у девочек другой музыкой. Но всё целиком звучит без перерыва и как будто двигается по кругу. Эта новая для вас форма музыки - рондо. И слово это в переводе с французского действительно означает круг. - Такой народный круговой танец плясали и пели издавна. В нём главную мелодию - рефрен - исполняют все, а эпизоды - солисты или группы. П Сколько частей в рондо, если рефрен повторяется трижды и чередуется с двумя эпизодами? Александр Порфирьевич Бородин, русский композитор, был талантлив не только в музыке, но и в медицине, и в химии. Пробовал сочинять и стихи. Вот взялся он за один романс (небольшое музыкальное произведение для голоса с аккомпанементом), сочинил для него текст со сказочным сюжетом. Неизвестно, как протекало сочинение самого романса, как рождалась его форма. Но давайте представим себе, что идея сначала была высказана в стихах. 61 Спящая княжна (Сказка) А.П. Бородин Спит, спит в лесу глухом, Спит княжна волшебным сном, Спит под кровом тёмной ночи, Сон сковал ей крепко очи. Спит, спит. Вот в лесу глухом очнулся, С диким смехом вдруг проснулся Ведьм и леших шумный рой И промчался над княжной. Лишь княжна в лесу глухом Спит всё тем же мёртвым сном. Спит, спит. Слух прошёл, что в лес дремучий Богатырь придёт могучий, Чары силой сокрушит, Сон волшебный победит И княжну освободит, освободит. Но проходят дни за днями, Годы идут за годами^ Ни души живой кругом, Всё объято мёртвым сном. Так княжна в лесу глухом Тихо спит глубоким сном; Сон сковал ей крепко очи, Спит она и дни, и ночи. Спит, спит. И никто не знает, скоро ль Час ударит пробужденья. 62 L н , Прочитайте стихи и найдите возвращение к главной идее - рефрену и появление новых мыслей - эпизодов, помогающих понять всё целое, то есть попробуйте обнаружить в сказке черты рондо. Ведь именно в этой форме и был сочинён романс Бородина «Спящая княжна». Теперь сравним ваши предположения о форме текста с музыкальной формой романса. Совпали они или нет? Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову Спящая княжна (Сказка) Музыка и слова А. Бородина 63 64 - Получается, что из народных песен и танцев форма рондо попала в композиторскую музыку. Среди русских народных песен есть хороводные, тоже круговые песни, например «Во поле берёза стояла». - Вот и она попала в композиторскую музыку. Вспомните, как называлось это произведение, и назовите имя композитора. В этой музыке композитор услышал (внутренним слухом), что надо развивать песню «Во поле берёза стояла» как вариации - ещё одна музыкальная форма. Что такое вариант, вы, конечно, знаете. Значит, сможете, когда будут звучать вариации, услышать, сколько вариантов (вариаций) одной темы (например, мелодии песни) придумал композитор, меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием. Л Послушайте и сравните два произведения, в которых есть тема с вариациями. Камаринская Фантазия на две русские темы Симфония № 4 в четырёх частях Темы для вариаций 65 Разучиваем и исполняем песню Со вьюном я хожу Русская народная песня 66 - Найдите в нотах мелодию песни. Проследите, сколько раз она повторяется с разным текстом. Определите то место, где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по-своему и где начинает петь ту же мелодию, что и первый голос, только с некоторым опозданием. И в нотах, и во время слушания становится понятно: сначала второй голос пел как подголосок, как будто отросточек ответвлялся от основного стебля. Потом первый и второй голос запели в каноне. Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах, но не одновременно, а с небольшим интервалом во времени. Но разнобоя не получается, наоборот, очень красиво. В каноне не всякую мелодию можно спеть, а только специально для этого сочинённую. Песня «Со вьюном я хожу» старинная, в русских деревнях и сёлах про неё вспоминают по-разному: где-то её пели весной, где-то под Новый год, а где-то просто для развлечения и знакомства. Но всегда с движением в хороводе или парами. Вьюном называли платок, пояс. Он как бы перевивал танцующих. Может быть, как настоящий вьюнок? Теперь можно только догадываться, что это могло означать и почему вьюнок. - А сам цветок очень милый, красивый, действительно вьётся и обвивает всё, что рядом с ним находится. И стебли его как множество голосов и подголосков. 67 - Вьюнок растёт во многих местах на земле, и везде про него складывают песни и стихи. Бывал я и в Японии, видел, как он обвивает бамбук. Но я посмотрел, полюбовался и ушёл. А художник посмотрел, полюбовался и написал его красками. Поэт любовался вьюнком вечером: Вечерним вьюнком Я в плен захвачен... Недвижно Стою в забытьи. - В какой краткой форме выразил поэт своё любование, всего несколько строчек! Такие небольшие произведения называются миниатюрами. Хочется станцевать эти строчки. И танец будет очень короткий - осторожно и легко потянуться рукой к растению, замереть, стать недвижно и забыть всё на свете, глядя на прелестные цветы. - А какая музыка будет звучать в твоём танце? Пускай это будет тоже всего несколько нот, как несколько нежных цветков но разных стебельках. И музыка тоже остановится, забудется, и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе. 68 Лаборатория музыки Выберем регистр звучания: низкий, средний, высокий. Определим, в каком темпе будет звучать музыка: медленном, умеренном, подвижном, очень быстром. Уточним характер звукоизвлечения: связно (легато), отрывисто (стаккато). Представим силу звучания, динамику: форте (громко), пиано (тихо), меццо форте (не очень громко), меццо пиано (не слишком тихо), три форте (очень громко), пианиссимо (очень тихо). А теперь главное: суметь найти красивую интонацию вечернего вьюнка. 69 Можно, конечно, не задумываться о форме и просто петь песни. Но ведь на уроке по русскому языку вы не просто разговариваете по-русски, вы изучаете свой язык: буквы, слова, их состав и затем строение предложений. Вот и на уроке музыки вы владеете музыкальной речью не только когда поёте, но и когда знакомитесь с тем, из чего музыка состоит, как строится. И композитор, и слушатель, хоть и в разной степени, но должны быть музыкально грамотными людьми. 70 Болтунья Приложение Слова А. Барто Музыка С. Прокофьева 71 -ля спро - СИ - ла: "А есть я - пон - ски - е а - пель - си - ны?' 72 в на-шем клас-се ста-ро-ста До че-го мне хо-чет-сястать,ре-бя- та, лёт-чи-цей! 73 74 Кто дежурные? Слова Е. Шварца Музыка Д. Кабалевского 75 Зачем нам выстроили дом? Слова В. Викторова Музыка Д. Кабалевского 76 Почему медведь зимой спит Слова А. Коваленкова Музыка Л. Книппера 2. Подняла лисица крик. Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!» 3. С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, Что родился без хвоста. 77 Доброе утро! Слова Ц. Солодоря Музыка Д. Кабалевского 78 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................................. 3 Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость .............. 4 Разучиваем, поём, играем ........................... 11 Лаборатория музыки ................................. 20 Разучиваем, поём, играем ........................... 29 Интонация ............................................. 33 Разучиваем, поём, следим за интонацией, за ударением в словах, сильными и слабыми долями в музыке . . . . 38 Интонации, с которыми мы поём ...........40 Зерно-интонация ....................................... 41 Развитие музыки ....................................... 49 Лаборатория музыки ................................. 49 Построение (формы) музыки ............................. 55 Разучиваем и исполняем песню ....................... 66 Лаборатория музыки ................................. 69 Приложение ............................................ 71 79 Усачёва Валерия Олеговна, Школяр Людмила Валентиновна МУЗЫКА 3 класс Подписано в печать 03.03.15. Формат 84х108/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Футурис. Объём 5 п. л. Тираж 25 000 экз. Заказ Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953995 - литература учебная Издательство «Баласс» 111123 Москва, Марксистская ул., д. 5, стр. 1 Почтовый адрес: 111123 Москва, а/я 2, «Баласс» Телефоны для справок: (495) 672-23-12, 672-23-34, 368-70-54 http://www.school2100.ru E-mail: izd@balass.su Отпечатано в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство "Высшая школа"» 214020 Смоленск, ул. Смольянинова, 1