Учебник ИЗО 4 класс Кашекова Кашеков

На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).
Учебник ИЗО 4 класс Кашекова Кашеков - 2014-2015-2016-2017 год:


Читать онлайн (cкачать в формате PDF) - Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Текст из книги:
И.Э. КАШЕКОВА, А.Л. КАШЕКОВ О со 3 о Й O' o'® Н в* П U о S ф ь 1Г о ф И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков Изобразительное искусство Учебник Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Учебник принадлежит к системе «Перспективная начальная школа» Москва АКАДЕМКНИГАЛ/ЧЕБНИК 2014 Условные обозначения са й — посмотри — подумай и ответь — творческое задание — коллективная работа — задание в рабочей тетради УДК 373.167.1:73/76 ББК 85.1 К31 Авторы выражают благодарность художникам-педагогам: О.В. Денисовой, Е.В. Морозовой, С.В. Тихоновой, предоставившим работы своих учеников. Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. К31 Изобразительное искусство : 4 кл. : Учебник / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. — М.: Академкнига/Учебник, 2014. — 112 с.: цв. ил. ISBN 978-5-49400-559-5 Учебник разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией системы «Перспективная начальная школа». Направлен на реализацию целей и задач учебного предмета «Изобразительное искусство». Структура и содержание учебника воплощают в жизнь программу «Мир художественных образов», в которой искусство предстает как одна из форм познания окружающего мира и направлено на понимание того, что художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира. УДК 373.167.1:73/76 ББК 85.1 Учебное издание Кашекова Ирина Эмильевна Кашеков Александр Львович Изобразительное искусство 4 класс Учебник Подписано в печать 25.04.2014. Формат 60x84/8. Гарнитура PragmaticaC. Печать офсетная. Печ. л. 14. Тираж 10 000 экз. Тип. зак. 10532. Отпечатано в типографии ООО «ЛД-ПРИНТ» ООО «Издательство «Академкнига/Учебник» 117342, Москва, ул. Бутлерова, д. 17Б Тел.: (499) 968-92-29. Факс: (499) 968-92-29 (доб. 1) E-mail: [email protected] www.aKademkniga.ru ISBN 978-5-49400-559-5 © Кашекова И.Э., Кашеков А.Л, 2014 © Оформление. ООО «Издательство «Академкнига/Учебник», 2014 /■ Дорогой друг! в этом учебном году мы продолжим входить в фантастический мир сказочных образов. У тебя уже есть волшебный ключик, открывающий мир искусства: ты знаком с основами языка искусства и имеешь некоторое представление о древних образах культуры. Теперь мы продолжим открывать новые двери в художественный мир, сотворённый по законам сказки, то есть в мир искусства. Ты познакомишься с ещё неизвестными тебе образами культуры. Узнаешь, как повлияли природные условия на культурные традиции разных народов мира, как это отразилось в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Ты увидишь, как отличается представление об идеальном образе человека в искусстве разных народов, познакомишься с образами искусства Запада и Востока, с новыми элементами языка искусства. Содержание Художественный мир, сотворённый по законам сказки.............................................6 Ожившие стихии....................................14 Образ земли в искусстве...........................18 Ключ земли — сказы Бажова.........................22 Образ воздуха в искусстве.........................24 Образ огня в искусстве............................28 Образ воды в искусстве............................32 Героические образы Древней Греции.................36 Образ природы и построек Древней Греции...........38 Театр в Древней Греции............................40 Образ человека Древней Греции.....................44 Одухотворённые образы Средневековья...............48 Величественные соборы и неприступные замки........50 Образы мифологических персонажей в искусстве......52 Образ человека в искусстве эпохи..................54 Знаки и символы времени...........................58 Родовой герб над входом в замок.................60 Символика цвета.................................63 Образы средневековых сказок. Спящая красавица.................................66 Таинственный замок...............................68 Образ времени в сказках..........................70 Сказочные образы Востока...........................76 Роскошные образы арабского мира....................77 Образ природы....................................78 Архитектура......................................82 Художественное оформление волшебных предметов........................................86 Образ человека в искусстве Арабского Востока................................88 Яркие образы Индии.................................92 Ступа — символ природы и ума.................94 Слон — символ мудрости, величия и непобедимой мощи...............................98 Образ человека в искусстве Индии...............100 Добрые образы Китая...............................104 Искусство выбирать главное......................106 Дракон — символ добра и защиты..................108 Образ человека в искусстве Китая...............110 Музеи и выставки..................................112 Художественный мир, сотворённый по законам сказки Рассмотри сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Чему они посвящены? Чему учат? т • Э. Булатов, О. Васильев. Иллюстрация к сказке «Спящая красавица» • Г. Павлишин. Иллюстрация к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки» • И. Большакова. Иллюстрация к сказке «Привередница» Эти произведения изобразительного искусства посвящены не сказочным темам, на них изображена реальная жизнь. О чём рассказывают нам авторы картин? • Б. Неменский. Тишина • М. Шагал. Купание ребёнка • Т. Яблонская. Хлеб Есть ли что-нибудь общее в сказочных сюжетах и г^\ в событиях реальной жизни, воспроизведённых ху- I • I дожниками? о чём рассказывают сказочные сюжеты и события реальной жизни на этих картинах? Есть ли в них что-нибудь общее? • К. Крафт. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» В. Васнецов. Алёнушка В. Васнецов. После побоища.. 8 в. Перов. Тройка Б. Йеменский. Солдаты-отцы Получается, что и в сказке, и в жизни — всё имеет свою оборотную сторону. Если бы не было зла, трудно было бы понять, что такое добро. Если бы не было тьмы, как бы мы узнали, что такое свет? Как говорит старинная поговорка: «Всё познаётся в сравнении». Найди в книгах по искусству или в Интернете иллюстрацию к сказке и произведение живописи, рассказывающее о реальных событиях, с похожими сюжетами. Любое произведение искусства — литературного, музыкального, изобразительного, строится на конфликте двух противоположностей. В сказке это может быть начало — конец пути, живая — мёртвая вода, налево — направо пойти, верхний небесный мир — нижний подземный или подводный мир, светлые помыслы — чёрные мысли. Каждая пара противопоставлений воспринимается нами как хорошее — плохое. Между этими полюсами проходят все события. В жизни, так же как в сказке, мы сталкиваемся с понятиями «добро — зло», «верх — низ», «прошлое — будущее», «лево — право»... Продолжи этот список противопоставлений. Запиши в рабочей тетради в один столбик понятия, которые относятся к хорошему, в другой столбик — понятия, которые относятся к плохому. И объясни, почему. ^5 Выбери любую пару противопоставлений, пофантазируй и расскажи, что находится между крайними полюсами. Вот и получается, что сказка выросла из реальной жизни. Произведения изобразительного искусства созданы художниками тоже на основе наблюдения реальной жизни. Художники изображают разные явления окружающего мира. Чтобы раскрыть замысел художественного произведения, они используют композицию картины, ритм, сочетание цветов, характер линий, формы предметов, местоположение героев в композиции и их костюмы, фон и многое другое. Сочетание цветов в картине называется колорит. Сравни и опиши колорит картин и иллюстраций (на страницах 6-9), рассказывающих о светлых, радостных и о страшных, трагических событиях. 10 в произведении изобразительного искусства художник, в зависимости от замысла, сталкивает противоположные по звучанию цвета, линии, формы для того, чтобы создать выразительный образ. В картине всегда есть сравнение или противопоставление маленького и большого, высокого и низкого, света и тени. Какими противопоставлениями пользуется художник И. Левитан для того, чтобы создать выразительные образы в натюрморте «Фиалки и незабудки» и в пейзаже «Осень. Солнечный день»? Натюрморт — изображение предметов, цветов, фруктов, овощей. Пейзаж — изображение природы. Слова для справки: светлый — тёмный, тяжёлый — лёгкий, нежный — грубый, тонкий — массивный, свет — тень, большой — маленький, близко — далеко, широкий — узкий, земля — воздух, прямой — согнутый, чёрный — белый, мягкий — резкий. Создай выразительный образ осени, используя контра сты (применяй гуашь, пастель). :# ьг’ 11 >т' Художник часто использует пейзаж для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины. Этот приём мы находим на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и на иллюстрации В. Васнецова к поэме А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею В. Васнецов. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» 12 Какая природа окружает героев? Какое настроение она создаёт? Как образы героев вписываются в пространство? Художник сравнивает или противопоставляет героев? М. Нестеров. Фрагменты В. Васнецов. Фрагменты Опиши эти произведения. На каких контрастах они построены? Как ты думаешь, на этих картинах изображено начало или конец пути? Какой путь будет у героев — долгий или короткий, трудный или лёгкий, светлый или мрачный? Объясни, почему ты так думаешь. 13 Ожившие стихии Стихия — это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии — земля, огонь, воздух, вода. Люди с давних пор понимали важность природных стихий для жизни человека. Не случайно многие мифы, а вслед за ними и сказки посвящены стихиям. Какие стихии можно увидеть на картинах художников И. Левитана, И. Айвазовского, Н. Рериха? И. Левитан. Бурный день 14 • и. Айвазовский. Буря на море ночью v|b • Н. Рерих. Гесэр-хан Передай с помощью цвета одну из основных природных стихий (используй гуашь или пастель). 15 «Прочитай» древние символы. Какие стихии природы здесь обозначены? Перед тобой фрагмент картины, посвящённой великому сражению. Какие стихии встретились на картине? Как пейзаж помогает раскрыть величие и трагизм события? А. Альтдорфер. Битва Александра Македонского. Фрагмент Найди в Интернете картину А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского». Подумай, с какой целью художник столкнул различные стихии. Какую роль в картине играет пейзаж? 16 • фрагмент Щ вышивки • Фрагмент древней мозаики Объясни смысл и значение древнего декора. Создай декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре природные стихии. [Р И 17 Образ земли в искусстве Человек с давних пор любил и почитал землю. Земля в искусстве часто соотносится с представлени ями о родной земле, родном крае, Родине. Ты вспоминаешь Родину — такую. Какой её ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трём берёзам. Далёкую дорогу за леском. Речонку со скрипучим перевозом. Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться. Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится. Чтоб видеть в ней приметы всей земли. К. Симонов • И. Левитан. Дворик 18 с чего начинается Родина? С улыбок и слёз матерей; С тропинки, ребятами пройденной, От дома до школьных дверей. С берёзок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю, С желанья потрогать руками Любимую землю свою. К. Ибряев Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок. Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей. Г. Ладонщиков • И. Левитан. Осень Можно ли соотнести образ земли в поэзии и в изобразительном искусстве? Найди в книгах или в Интернете стихотворение, рассказывающее о земле. Подбери созвучное стихам произведение живописи и познакомь с ними одноклассников. [Р 19 в искусстве земля может иметь много значений. Человек воспринимает землю как прочную, твёрдую и непоколебимую опору. Пространство земли располагается вокруг нас — спереди и сзади, слева и справа. Оно расходится на четыре стороны — север и юг, запад и восток. Это видели и понимали древние люди, поэтому не случайно земля в их представлении ассоциировалась с фигурой прямоугольника или квадрата. Какие качества свойственны прямоугольнику? Соответствуют ли они представлениям древних людей о качествах земли? □ Ф # пп Изображения символа земли у разных народов • Вышитые пояса, украшенные символами земли • Богиня Праматерь-Земля в народной вышивке Люди верили, что знаку земли свойственны такие качества, как твёрдость, постоянство, надёжность, уверенность. Во многих мифах мира земля является символом плодородия и богатства, она отвечает за пищу, жильё. Она помнит тех, кто зависит от неё, и даёт человеку всё, что ему нужно. Именно поэтому наши предки всегда считали землю матерью-кормилицей. 20 Земля как символ трудолюбия учит нас, что любые преграды можно преодолеть упорным трудом. Слово «земля» является синонимом слова «мир». Это не случайно. Земля — символ жизни, здравого смысла, стабильности, веры в настоящее и в традиции. Нарисуй любой предмет — яблоко или грушу, кувшин или животное. Укрась его в декоративной манере символами земли (используй роллер или аппликацию). \шШ\ 1^1 • Символ земли 21 Ключ земли — сказы Бажова с землёй связано много обрядов. Весной праздновали пробуждение земли от зимнего сна, осенью — сбор урожая. Землю целовали во время клятвы. Горсть родной земли брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы вернуться домой и избежать бед. Люди верили, что родная земля поможет в пути. В одном сказе уральского сказочника П. Бажова герой говорит: «Есть, дескать, камень — ключ земли. До времени его никому не добыть: ни простому, ни терпеливому, ни удалому, ни счастливому. А вот когда народ по правильному пути за своей долей пойдёт, тогда тому, который передом идёт и народу путь кажет, этот ключ земли сам в руки дастся. Тогда все богатства земли откроются и полная перемена жизни будет. На то надейтесь!» Герои сказов Бажова искали в горах золото и камни самородные — самоцветы, а потом мастерили из них удивительные вещи! Сам писатель весь Урал обошёл в поисках устного золота народной речи и самородных сказаний. В каких ещё сказках речь идёт о волшебном ключе? Что им собирались открыть герои? • Картины и камни-самоцветы из Бажовской комнаты в Музее камнерезного искусства. Екатеринбург 22 Форма и украшение ключа в сказке зависят от его предназначения. Укрась в рабочей тетради ключи разной формы и предназначения. Создай образ волшебного Ключа Земли. Каким он будет — большим или маленьким, лёгким или тяжёлым, округлым или острым, светлым или тёмным, ярким или мрачным? Какие узоры его покроют? • В. Назарук. Иллюстрация к сказам П. Бажова • Красивые и поучительные сказы Бажова обрели новую жизнь в балете и опере «Каменный цветок». Этой же теме посвящён роскошный фонтан в Москве W\ Каким, по твоему мнению, должен быть Ключ Земли, г^\ который откроет для людей счастливую жизнь? Lt Ключ — символ открытия тайн, нового знания и мудрости. 23 Образ воздуха в искусстве Для человека воздух связан, прежде всего, с восприятием неба. Воздушная стихия величественна, огромна и недоступна. Небо — возвышенное, недосягаемое — является источником влаги и тепла. С неба светит и греет солнце, оттуда льётся вода, поящая всё живое. Небу поклоняются, от него ожидают помощи. Но от него же ждут наказания, его боятся. Не случайно во всех мифах боги — милостивые и карающие — живут на небе. Древние люди говорили: мать-Земля, Небо-отец. Воздух обычно противопоставляют земле, поэтому его наделяют противоположными качествами. Он олицетворяет движение, стремление к открытию нового — новых знаний, возможностей. Воздух непредсказуем: ветер легко изменяет своё направление. В мифах Царство ветров — это священный центр воздуха. Воздух — символ свободы и перемен, воображения и полёта фантазии. ЧАЛЛЛАААЛААААЛАААУ^^Ч Символы воздуха и пространства 24 • Изображение птицы на древней мозаике • Фея с иллюстрации Э. Булатова и О. Васильева Со стихией воздуха связаны воздушные замки — символ прекрасной, недосягаемой мечты. В сказках в воздухе обитают сказочные суидества — эльфы, сильфиды и феи. Символами воздуха в искусстве являются птицы, облака, крылья, воздушные змеи и образы лёгких эльфов. • В. Алексеев. Иллюстрации к сказке «Дюймовочка» 25 в древних народных верованиях воздух отождествлялся с дыханием или порывом ветра. У А.С. Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к сказочным представителям воздушной стихии — Солнцу, Месяцу, Ветру: Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч. Ты гоняешь стаи туч. Ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе. Не боишься никого. Кроме Бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?» Именно вездесущий ветер указывает королевичу, где найти царевну. • А. Куркин I • Т. Маврина • Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 26 Выполни упражнения в рабочей тетради. Изобрази порыв ветра с помощью разных художественных материалов — роллера, пастели, гуаши. Выполни задание по выбору, используя тот художественный материал, который лучше передаст твой замысел: 1. Создай портрет Ветра. Подумай, каким будет твой Ветер — добрым или злым, нежным и ласковым или могучим и разрушительным. 2. Изобрази воздушную стихию. Выбери эмоционально выразительное состояние природы и передай его в своей работе. • Н. Рерих. Небесный бой • Н. Рерих. Святой Пантелеймон Целитель 27 Образ огня в искусстве Горящее пламя костра или свечи завораживает человека. С древнейших времён огонь был священным явлением для человека. Огонь — это символ победы света и жизни над мраком и смертью. Он даёт людям свет, тепло и надежду. Благодаря свету зеленеет природа, а мы видим красоту мира. Свет — это символ чистоты, благородства, знания. Огонь является также символом власти и победы. Древние боги всегда предстают в светящемся овале, в сиянии расходящихся лучей. Огонь изображают в виде треугольника, направленного остриём вверх, пламени, факела, солнечных лучей. шпь • Символ огня • Древнегреческая вазопись • А. Зворыкин. Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» 28 Огонь может быть союзником человека. Он дарит людям тепло и уют. Недаром горящий очаг считается символом семейного благополучия. Огонь является символом справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося. Огненный меч — символ справедливости; он карает тех, кто сеет мрак. Но огонь может быть и врагом человека. Такой огонь символизирует зло, он коварен и жесток. Его сила и хитрость безграничны. Он не щадит никого, пожирая и превращая в пепел всё, что находится на его пути. В мифах многих народов есть описание огненной карающей безжалостной бездны — ада. • Девушка со свечой с картины М. Нестерова «Великий постриг» ;vi Ha картине H. Рериха изображён мчащийся по небу в огненной колеснице Илья-пророк — покровитель грозы 29 Г' Древнегреческий миф рассказывает о герое Прометее, добывшем огонь для людей и жестоко наказанном за это богами. Имя Прометея стало символом героического несения света, истины, открытия нового знания. Потому что вместе с огнём к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Прочитай слова Прометея из сочинения великого древнегреческого поэта Эсхила и расскажи, что дал герой людям. <...> Ум и сметливость Я в них, дотоле глупых, пробудить посмел. <...> Они глаза имели, но не видели. Не слышали, имея уши. <...> Они без света жили в глубине пещер. Примет не знали верных, что зима идёт. Или весна с цветами, иль обильное Плодами лето — разуменья не было У них ни в чём, покуда я восходы звёзд И скрытый путь закатов не поведал им. Премудрость чисел, из наук главнейшую, Я для людей измыслил и сложенье букв. Мать всех искусств, основу всякой памяти. <...> Не кто иной, как я, льняными крыльями Суда снабдил и смело по морям погнал. <...> Короче говоря, одну ты истину Запомни: все искусства — Прометеев дар. Считается, что все искусства — дар Прометея человечеству. 30 в древнегреческом городе Афины каждый год проходил праздник в честь Прометея. Его организаторами были горшечники, обжигавшие в огне глиняные изделия. Прометей считался их покровителем. На празднике устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея. Факелы в древности зажигали и на других праздниках. По сей день сохранилась традиция в честь Олимпийских игр зажигать факел от Олимпийского огня в Афинах и проносить его до места Олимпиады. Вот уже более двух с половиной тысяч лет Прометей продолжает жить в произведениях поэтов и художников, скульпторов и композиторов. Создай образ огня — друга или врага человека. • Древнегреческая роспись • Н. Адам. Прометей €# 4 • я. Коссирс. Прометей W\ 31 Образ воды в искусстве Мифы многих народов рассказывают о том, что мир был создан из тёмной воды — символа бесформенной, бесконечной стихии. Океаны и моря, омывающие землю, быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами таили опасность для древнего человека. Вода, как и огонь, двойственна по своему значению. Она может быть враждебной человеку, обрушиваться на него стихийным бедствием, смывая всё на своём пути. Вода непостоянна, коварна и переменчива, она принимает форму сосуда, в котором находится, легко обтекает препятствие и вновь соединяется, но при этом сама не изменяется. В народе говорят: «Капля камень точит». В воде есть тайна: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Прибывающая вода несёт опасность для жизни. Образ потока воспринимается как трудности и непреодолимые преграды. Текущая вода — это «живая вода» и символ неумолимого хода времени, невозможности вернуть его. Река — символ забвения. В мифологии многих народов река разделяет мир живых и мир умерших. Изображения воды в наскальных рисунках и древних росписях Б9ДЯ Символ воды Трезубец бога Посейдона символ морской стихии 32 в то же время без воды человек не может жить, она — главный источник жизни. Поэтому вода — ещё и символ обновления, очищения. В мифах славян реки и ручьи — это сосуды, по которым течёт кровь Земли. Вода здесь — символ здоровья и долголетия. В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символом воды, водной стихии является трезубец бога морей Посейдона. Древние люди считали, что великий океан омывает землю, а с бескрайнего неба из хранящихся там запасов — хлябей небесных — изливаются на неё ливни. • И. Крамской. Русалки. (По древним поверьям, в заброшенных прудах и в омутах живут русалки и водяные.) • И. Айвазовский. Волна 33 в древности воду часто изображали волнистой линией. А.С. Пушкин, обращаясь к волне, так отразил представления народа: Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь. Ты морские камни точишь. Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли... • И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» • Изображение волн в искусстве Палеха 34 • Под скатом крыши деревенской избы можно увидеть символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки»). Затейливым узором свисают «капли» дождя, словно стекающие с крыши Поупражняйся в своей рабочей тетради в рисовании волн. Используй приёмы русских иконописцев и мастеров Палеха. Создай образ волны. Подумай, какая она будет — грозная и беспощадная или спокойная и ласковая. 35 [• Героические образы Древней Греции Около пяти тысяч лет назад в мире появилась культура, которую мы называем древнегреческой. В её основе, как и в основе любой другой культуры, лежат мифы и легенды о богах и героях. Каких богов и героев Древней Греции ты уже знаешь? Найди в справочнике, энциклопедии, Интернете изображения богов Древней Греции и рассказы о них. 36 Культура Древней Греции — одна из самых замечательных в истории человечества. Она получила название «античная», что значит «древняя». Именно Древняя Греция открыла для последующих поколений многие формы культуры: театр, математику, спортивные состязания, мифологию, необычные постройки храмов, скульптуру, новый взгляд на человека. Особенность античной культуры — в небывалом внимании к образу красивого, гармоничного человека. В мифологии античности в образной форме предстают жизнь, мечты и героические подвиги народа. Мифы Древней Греции знакомят нас с богами, жившими на высокой горе Олимп. Верховным богом, правителем неба был громовержец Зевс. Морской стихией правил Посейдон. В мрачном подземном царстве мёртвых господствовал Аид. В образы богов облекались таинственные силы природы. Боги ведали всеми сторонами жизни и были очень похожи на людей — у каждого был свой характер, свои привычки и склонности. Мифы стали основой развития всего греческого искусства. • Статуи бога Посейдона и богини охоты Артемиды 37 Образ природы и построек Древней Греции Архитектура — это искусство проектирования и строительства зданий. • Парфенон — главный храм древних Афин, столицы Греции. Он посвящён богине Афине 38 в честь богов греки возводили замечательные храмы: маленькие и большие, изящные и величественные. Вершиной древнегреческой архитектуры по праву считается главный храм Афинского акрополя — Парфенон. На фоне голубого неба, ярко освещённое солнцем, это построенное из мрамора здание поражает своей теплотой и воздушностью, свободой, чувством покоя и светлого торжества. В архитектуре Парфенон воплощает представления древних греков о могуществе и величии, выраженные с чувством меры и гармонии. Это здание простой прямоугольной формы, с двускатной кровлей, со всех сторон окружённое стройными колоннами. Оно словно торжественно вырастает перед нами. Акрополь — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города. Начните работу над композицией на тему греческой культуры. Работу можно выполнять коллективно, по парам или индивидуально. Напишите пейзаж Древней Греции. Поместите в него постройки. На следующих уроках эта работа станет фоном для композиции. \т Афинский акрополь 39 Театр в Древней Греции Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Помещение театра имело форму полукруга и располагалось под открытым небом. Сцена находилась внизу, а места для зрителей огибали сцену, как в современном цирке. Актёрами были только мужчины, они исполняли и мужские и женские роли. Чтобы спектакль был зрелищным, актёры одевались в яркие костюмы, которые подчёркивали и увеличивали их фигуры. Ведь перед многотысячной толпой нужно было быть заметным. Утолщение тела актёра достигалось с помощью специальных накладок. Туфли имели толстые, в несколько слоёв подошвы — котурны, напоминающие скамеечки. Они увеличивали рост актёра. Цвет костюма героя был определён его ролью: цари носили красное, на счастливцах была одежда с жёлтой или красной полосой, а на неудачниках — с синими или зелёными полосами. • Античный театр 40 Необходимой частью костюма была маска. Она позволяла зрителям с дальних рядов разглядеть образ персонажа, выраженный мимикой. Маску изготавливали из дерева или загипсованного полотна. Она закрывала голову актёра наподобие шлема. Маска передавала характер или настроение персонажа: хохот, горесть, испуг, умиротворение. Важное значение имел цвет маски: багровый означал раздражённого человека, рыжий — хитрого и коварного. Нередко актёр играл несколько ролей и менял маску по ходу пьесы. Иногда использовали двойную маску с разными выражениями лица. Например, если по сюжету состояние героя должно было измениться, актёр резко поворачивался — и к удивлению публики перед ней оказывался преображённый персонаж. • Античные маски 41 Греческий театр родился из древнего ритуала, посвящённого богу виноделия Дионису. Этот бог был символом умирающей и возрождающейся природы. Каждый год, в марте, с приходом весны греки разыгрывали возвращение Диониса. Красочное зрелище включало торжественную процессию, состязания поэтов, хоров. Человек, изображавший Диониса, всегда выступал в маске. Спутниками Диониса были сатиры, одетые в козлиные шкуры с конскими хвостами. Ещё в ритуале участвовал козёл, он и был первым актёром. Только спектакль для него заканчивался печально. Люди верили, что если «повесить» на козла все свои грехи, а потом сбросить его с высокой скалы, то всё будет хорошо. Отсюда пошло выражение «козёл отпущения». С тех пор спектакль с печальным концом стал называться трагедией. «Трагос» в переводе с греческого — «козёл», а «оде» — «песнь». Вот и получилось — «песнь козла». Позже возникли весёлые, смешные представления, которые получили название «комедия». Определи, какая из масок на странице 41 трагическая, а какая — комическая. Объясни, почему ты так считаешь. Опиши их основные черты. Масками пользовались и в более поздние времена. Их надевали на карнавал. Мастера старались сделать такую маску, чтобы за ней можно было надёжно спрятать лицо. Сейчас маски используют в театре и на карнавале, для украшения помещения и просто как произведения искусства. • Маски венецианского фестиваля 42 Сделай маску для себя или для кого-то из твоих дру- г~ф' зей. 43 Образ человека Древней Греции в Древней Греции человек, наряду с богами, становится центральной фигурой изобразительного искусства. Основными качествами достойного человека считались мужество, отвага, доблесть, решительность — черты, способные подчеркнуть в первую очередь гражданина — защитника своей страны. По мнению древних греков, лучшие черты характера человека должны быть облечены в прекрасную, гармоничную форму — физически развитое, сильное, соразмерное тело. Благодаря восхищению величием и красотой человека в Древней Греции расцвело искусство скульптуры. Каждый скульптор по-своему видит и передаёт прекрасные качества людей. В одних образах на первый план выступает сила, в других — нежность, в третьих — тихая мечтательность или резкий порыв. и величественно застыла богиня мудрости воительница Афина. На её раскрытой ладони — маленькая фигурка крылатой богини победы Ники. А вот мощно и бесстрашно словно разрывает пространство в своём порыве Ника Самофракийская. Каждый образ дышит свободой и достоинством, обладает величием и огромной внутренней силой. Гордо Свободолюбивый дух греков выражался в соразмерности мира и человека. 44 • Статуя Ники • Бог войны Арес • Стагуя Афины • Зевс с орлом • Афина • Артемида с лебедем • Образы богов в искусстве Древней Греции Своих богов древние греки представляли в виде прекрасных людей. Какие общие черты объединяют разные изображения человека в искусстве Древней Греции? 45 Красоту и возвышенность человека подчёркивала одежда, сделанная из лёгких, светлых тканей. Складки одежды красиво драпировали фигуру и придавали ей благородную осанку. В костюме, как и во всём остальном, греки ценили строгость и простоту. Основными видами одежды были хитон и гиматий. Хитон — мужская и женская нижняя одежда, наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий — верхняя мужская и женская одежда, тип плаща из шерсти или льняной ткани. Мужской гиматий имел застёжку — фибулу — под правым плечом. Хитон не сшивали по бокам, а свободными складками укладывали вокруг тела и закрепляли заколкой и поясом. Статуя Афины • Так выглядела одежда древних греков 46 № 1 ,,.1 р гН-*- Р .&[ фрагмент Парфенона • Статуя Артемиды • Работы учащихся Сравни образы античной архитектуры и человека, Благодаря каким чертам достигается впечатление их I • единства? Выполните коллективную работу. Пусть каждый из вас изобразит фигурку человека в греческой одежде в движении. Совместно определите место каждой фигурки на подготовленном заранее фоне так, чтобы получилась композиция. Вырежьте и наклейте свои работы на фон. Создай образ гражданина Древней Греции (используй гуашь или пастель). т 47 Одухотворённые образы Средневековья Возможно, ты знаешь, что много лет назад было время замков, королей и рыцарей. Этот период в истории Европы мы называем Средними веками, или Средневековьем. В центре культуры и искусства Европы в Средние века стоял образ Бога — милостивого и караю1дего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам. Возвышенные представления людей о Космосе и мире переданы в величественных, устремлённых к небу соборах, ярко воплотивших идеалы эпохи. Культура средневековой Европы получила название готика. В искусстве готики переплетаются реальность и фантазия. Важное значение придаётся эмоциям человека. Это искусство дарит человеку ощущение просветлённой радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. • Иисус Христос и Мария с младенцем на мозаиках соборов 48 Стены соборов украшены расположенными в ряд удлинёнными фитурами святых или жутких чудовищ, словно только что вышедших из страшной сказки. Собор в Реймсе. Франция 49 Величественные соборы и неприступные замки • Собор в Кёльне. Германия Готический собор всегда возводили в центре города. Он возвышался над окрестностями словно огромный, величественный корабль. Всеми своими колоннами, башенками и шпилями собор растёт вверх. 50 Рядом с городом строили неприступные, мощные замки, в которых жили семьи рыцарей. Вход в собор. Франция • Замок во Франции В ту пору знатные люди часто воевали между собой, поэтому каждый замок был хорошо укреплён. Владелец замка мог с полным правом сказать: «Мой дом — моя крепость». В центре замка возвышалась высокая башня — донжон, с кото-рой велось наблюдение за местностью. Замок окружали высокие стены с башнями и воротами. Выполните коллективную работу. Сделайте макет средневекового замка. Используйте картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисуй в рабочей тетради план замка. • Собор в Вормсе. Германия 51 Образы мифологических персонажей в искусстве Декоративное оформление соборов должно было напоминать человеку о радостях рая и страшных муках ада. Поэтому архитектурный облик зданий дополняют скульптурные образы святых и символические образы чудищ — чертей и обезьян, химер, горгулий и прочей нечистой силы. Эти образы часто присутствовали и в живописи Средневековья. Исполненные мрачной фантастики, они навеяны народными пословицами и поговорками, сказками и легендами, популярными в то время карнавальными зрелищами. Здесь отражалась изобразительная народная культура. Мы видим пугающие, неестественные сочетания в одном образе — зверя и человека, рогатых коней и птиц на звериных лапах. Рождённые человеческим воображением, такие чудовища иногда выглядят как смешная пародия, совмещающая контрасты реального и фантастического. В них словно находят отражение моральные и физические недостатки этого мира. Черты каких реальных и сказочных существ можно угадать в образах средневековых чудовищ? 52 • Джотто. Изгнание бесов из Ареццо • Декор соборов Дополни рисунки в своей рабочей тетради и создай фантастические образы. Создай в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневекового искусства (используй пластилин, скульптурную массу, глину). 53 Образ человека в искусстве эпохи Многочисленные скульптуры персонажей Священного Писания, а также святых, королей встречают нас при входе в готический храм. Они создают огромное эмоциональное напряжение. Устремлённые вверх формы зданий и вытянутые фигуры святых призывают человека забыть о земных невзгодах и устремиться душой ввысь, к Богу. В образе человека видна устремлённость к возвышенному и недосягаемому небу. У святых радостные, просветлённые или напряжённо-печальные лица. Окна готических соборов заполнены яркими цветными витражами. Витраж — это орнамент или декоративная композиция, созданная из кусочков цветного стекла. Пробивающийся сквозь стекло свет делает изображение особенно нарядным. Витражи включают декоративные орнаменты и композиции с фигурами людей. Что выражают лица святых на витраже и в скульптурных группах соборов Франции и Германии? • Скульптура на соборе. Германия 54 • Скульптура и витраж соборов Франции и Германии 55 Мысли людей в эпоху Средневековья были устремлены ввысь, к Богу. Даже своим внешним видом человек хотел подчеркнуть это влечение к идеальному образу. Вертикаль — знак эпохи Средневековья, она подчиняет себе не только, архитектуру, но и костюм, обувь, всё искусство. Высокие головные уборы конусообразной формы вытягивают фигуру, делают её зрительно более высокой. Высота такого головного убора могла достигать 70 сантиметров и зависела от знатности хозяйки. Благодаря остроугольной форме костюма и завышенной линии талии, придающей женской фигуре особую стройность и утончённость, пропорции удлиняются. Силуэт наполняется движением так же, как силуэт готического храма. 56 Мужчины носили обтягивающую одежду со стянутой в поясе талией и широкий, спадающий складками плащ. • Одежда эпохи Средневековья Создай образ человека Средневековья. Пусть в его облике будет видна тяга ввысь, устремлённость к небу, к Богу. 57 Знаки и символы времени Человек живёт в мире знаков. Знаками являются буквы, цифры, музыкальные ноты, эмблемы, гербы стран, флаги, шахматные фигуры, ордена и медали. ГР! Кто из современных людей не знает знаков дорожного движения и знаков зодиака? Суш,ествует ещё очень много разных знаков, без которых мы не можем представить современной жизни. Свои знаки есть у каждой науки, есть они и у искусства. Кто ты по знаку зодиака? Какой изобразительный образ имеет твой знак? Посмотри в рабочей тетради, как выглядят знаки зодиака, и нарисуй свой знак. Знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нём. Свои знаки есть у каждой эпохи. Например, древние люди верили, что знак предмета и сам предмет неразрывно связаны между собой. Вот и рисовали они на стенах пещер знаки животных, а потом метали в эти изображения копья. Люди верили, что если они «убили» знак зверя, то охота будет удачной. 58 Рассмотри древние изображения. Их можно толковать как знак и как символ. Мы видим знаки лодки и плывущих на лодке человечков. Но это изображение может быть и символом путешествий, торговли или даже отправления умершего в загробный мир. Древнейшие знаки и символы стали основой развития письменности. Ведь каждая буква — это значок, который только по договорённости между людьми одной культуры читается именно так, а не как-нибудь иначе. Знаком Средневековья стала вертикаль, передающая общий строй архитектуры, одежды, предметов. Но были у этой эпохи и другие знаки. В Средние века у каждого большого города, знатного семейства, артели ремесленников был свой отличительный знак — герб. Гербами украшали военные знамёна и городские постройки, кареты знати и щиты рыцарей, одежды господ и их слуг. Изображения на гербе соответствовали роду занятий, характеру, устремлениям их владельцев. Любое изображение содержало свой смысл: лев обозначал силу, власть, царственность; ворон — мудрость' и долголетие; орёл — высоту духа, благородство и прозорливость; волк — бесстрашие; собака — преданность; птица феникс — бессмертие и возрождение; мех горностая — чистоту и королевское достоинство. • Древние изображения • Средневековые гербы 59 Родовой герб над входом в замок в период Средневековья возник ещё один яркий, образный, красивый язык — язык геральдики. Геральдика — это одновременно и наука о правилах составления и искусство художественного оформления герба. Знание языка геральдики помогает понять смысл многих средневековых изображений. В те времена грамотных людей было мало, поэтому общепринятый язык гербов, эмблем и символов имел особое значение и им владели все. Каждая знатная семья имела свой родовой герб. Его помещали над входом в родовой замок. Поле герба обычно напоминает щит, поддерживаемый по сторонам так называемыми щито держателя ми — львами, воинами. Над щитом иногда помещали корону или рыцарский шлем. • Гербы над воротами замков Австрии, Чехии, Украины 60 • Гербы из средневековых книг • А. Альтдорфер. Триумфальное шествие императора Максимилиана Изображения и цвета герба обычно использовали в одежде все члены семьи и даже слуги. Для костюмов слуг эти цвета являлись обязательными. Костюмы могли состоять из двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному цвету, а левая — другому. Так возникли двухцветные платья. Определи обгцие черты в построении разных гербов. Можно ли по изображению на гербе понять, что представлял собой его владелец и к чему он стремился? Расшифруй смысл изображений, данных в рабочей тетради. [2 61 Ш1 Создай свой герб или герб своей семьи. Знаками покажи, что для тебя и твоей семьи особенно важно. Герб может иметь простую или сложную композицию. В простой композиции в центре гербовой формы будет размещён один предмет. Сложная композиция делится на несколько частей. Этапы работы: 1. В нашей жизни статус человека определяет его профессия. Поинтересуйся у родителей, какая у них профессия, кем работали твои бабушки и дедушки. 2. Придумай простые, но понятные знаки, обозначающие профессии твоих родных. 3. Раздели поле герба на несколько частей, в зависимости от того, сколько поколений твоей семьи будет отражено на гербе. Если это будут только родители, то достаточно разделить поле на две части; если ты включаешь в герб бабушек и дедушек — на четыре части. В центре можешь поместить себя. г? 21 J 2 2 cf • Знак Венеры обозначает женскую линию рода • Знак Марса обозначает мужскую линию рода 62 Символика цвета Красный цвет символизировал кровь, силу, жизнь, власть, храбрость. По сторонам света он означал Восток. Серебро и белый цвет — символы мудрости, чистоты, благородства. По сторонам света они означали Север. Синий цвет символизировал пространство, море, небо, стойкость, тайну, честность и честь, преданность и верность своему господину или государству. По сторонам света он мог означать Запад. Зелёный цвет — символ надежды и независимости; олицетворял природу. Древо Мира, которым мог быть ясень, дуб, кедр или любое вечнозелёное дерево. Чёрный цвет означал доблесть предков; он соединял в себе такие понятия, как мудрость, смерть, тайна, месть, невежество, болезнь, ночное небо. По сторонам света символизировал Запад или Север. Пурпурный цвет нёс в себе качества красного и синего цветов и означал преданность, доказанную пролитой кровью. Он также означал науки. Золото — солнце и радость, королевская кровь или христианская святость, сила и богатство. По сторонам света золотой цвет означал Юг. Жёлтый цвет мог означать то же, что золотой, но мог символизировать песок далёких пустынь, тяжёлые испытания во имя Бога. Работы учащихся 63 ж Особенно важным язык геральдики был для рыцарей. Ведь лицо рыцаря скрывало забрало шлема, и узнать его можно было только по гербу, изображённому на щите. Рыцарские турниры — боевые состязания, непременная часть праздников — играли значительную роль в жизни знати. Рыцари показывали своё мастерство. Победитель турнира получал награду из рук прекрасной дамы. Турнирные рыцарские доспехи сильно отличались от военных, но в их оформлении тоже использовался символический язык геральдики. На щите каждого рыцаря был герб владельца. Этот щит был при нём и в бою, и на турнире. Выполните коллективную работу. Создайте композицию на тему средневекового праздника — карнавала или рыцарского турнира. Фоном может служить замок или городская площадь. Пусть каждый сделает фигуру рыцаря, пажа, знаменосца или зрителя. Не забудьте о значении герба в одежде и о боевом снаряжении. • Средневековые изображения рыцарских турниров 64 фрагмент изображения из средневекового календаря 65 Образы средневековых сказок. Спящая красавица Ты, наверное, хорошо помнишь сказку Шарля Перро «Спящая красавица». В ней рассказывается об оскорблённой, мстительной фее Карабосс, её страшном пожелании, отравленном веретене и о прекрасной принцессе. Сто лет проспала принцесса в своём замке, но явился отважный принц и поцелуем пробудил её к жизни. Эту сказку знали дети многих поколений, ведь она вперые была опубликована в 1697 году! За это время её проиллюстрировало много художников. Дж. Кольер. Спящая красавица 66 • Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» • Н. Гольц Э. Булатов, О. Васильев Какие черты средневековой культуры ты видишь на этих i-^ иллюстрациях? I • 67 Таинственный замок Шарль Перро написал сказку «Спящая красавица» после того, как побывал в старинном французском замке Юссо. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки навеяли писателю сюжет сказки. • Старинные изображения замка Юссо —01 Создай изображение таинственного заколдованного зам S’ \ ка в технике граттаж. 68 Этапы работы: 1. Натри лист бумаги тонов. восковыми мелками светлых 2. Покрой лист чёрной тушью. 3. На чистом листе нарисуй замок. Его можно изобразить крупно на первом плане, а можно — вдалеке, на скале или возвышенности. На первом плане размести деревья. 4. Выскреби пёрышком по туши силуэт замка, повторив подготовительный рисунок. Оживи рисунок, передавая свет и тень, фактуру камня и дерева. Потренируйся в своей рабочей тетради в изображении фактуры камня, кирпича, дерева, черепицы. • Э. Булатов, О. Васильев. Иллюстрация к сказке «Спящая красавица» • Работы учащихся 69 Образ времени в сказках Сто лет спала прекрасная принцесса. Много это или мало? Для истории — немного, а для жизни человека — очень много. За сто лет на Земле рождается несколько поколений людей! В сказках часто говорится о течении времени: «Жили старик со старухой тридцать лет и три года...»; «Долго ли коротко ли...»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Ночь простоять, да день продержаться». Время отсчитывают часы: тик-так, тик-так. Секунды, минуты, часы сменяют друг друга. Движется время, а вместе с ним идёт наша жизнь. Часы изобрели 3,5 тысячи лет назад. Сначала часы были солнечные. В центр каменного циферблата помещали стержень. Тень от стержня показывала время. Узнать по таким часам, который час, можно было только в солнечную погоду. В Средние века появились песочные часы. В них из одного прозрачного сосуда в другой тоненькой струйкой пересыпается песок. Стоит перевернуть часы, и они вновь начинают отсчитывать время таким необычным образом. Часы эти очень точные. Люди привыкли дорожить временем. О нём сложено много пословиц: «Чего немножко, того не мечи за окошко»; «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет»; «Потеряешь деньги — ничего не потеряешь. Потеряешь здоровье — немного потеряешь. Потеряешь время — потеряешь жизнь». Найди пословицы и поговорки о времени. Объясни их I• I значение. 70 в старину собственные часы были только у очень богатых людей. Все остальные могли узнать время по часам, помещённым на высокой городской башне или на главном здании, стоящем на площади. Люди понимали, что время нельзя повернуть вспять, поэтому художники, изображая часы на своих картинах, придавали им особый смысл. Часы служат символом навсегда уходящего времени и даже жизни. • Астрономические часы в Праге V - V, ■ -S- . 4^:;, о • Е. Шумилова • А. Переда • М. Шагал • Изображение часов на натюрмортах На этих натюрмортах часы являются важным действующим лицом. О чём они нам рассказывают? Имеют ли отношение к ходу времени остальные предметы на натюрмортах? 71 с Вспомни сказки, в которых от точного времени на • I часах зависела судьба и даже жизнь героев. Л. Селина. Компьютерные иллюстрации 72 Знаешь ли ты сказку Вениамина Каверина «Песочные часы» и «Сказку о потерянном времени» Евгения L?________I Шварца? Какова главная идея этих сказок? Сравни две иллюстрации к сказке «Золушка». • А. Столбова • Э. Булатов и О. Васильев Почему художница Анастасия Столбова создала такой необычный образ Золушки? Как ты думаешь, о чём она хотела нам поведать? Сказки, в которых время играет важную роль, иллюстрировало очень много художников. По этим сказкам не раз снимали художественные фильмы и мультфильмы, ставили спектакли. Как художник показал бег времени на этом эскизе декорации? • Эскиз декорации • Фрагмент из художествен ного фильма «Золушка» [F 73 При оформлении спектаклей художники выполняют большую подготовительную работу: рисуют эскизы костюмов героев, создают эскизы декораций. Потом они изготавливают макеты задуманных декораций. • И. Билибин. Эскиз декорации • Л. Солодов. Эскизы декораций к балету «Хрусталь ный башмачок» 74 Выполни эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказ- П! ке. Подумай, как можно на сцене показать ход време- 1^ ни. Для макета сцены используй картонную коробку. • Работы учащихся 75 Сказочные образы Востока Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока познакомит тебя с новыми символами и напомнит о значениях тех, которые уже известны тебе. Герои восточных сказок — важные и коварные султаны, бедные, но смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Искусство каждой страны Востока — Турции или Ирана, Индии или Кореи, Китая или Японии — обладает свойственными только ему чертами. Искусство рассказывает о сложившемся веками укладе жизни, о понимании красоты человека и его гармонии с окружающим миром. В искусстве Востока сокрыта вековая мудрость, полезная всякому, кто её ищет. • Мавзолей Саманидов в Бухаре (Узбекистан) Жаркий, засушливый климат наложил отпечаток на искусство стран Востока. Какие знакомые символы ты видишь в оформлении архитектуры Бухары? 76 Роскошные образы арабского мира Ты наверняка знаешь о собрании старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь», рассказанных Шахерезадой своему мужу — персидскому царю Шахрияру — в течение 1001 ночи. Талант рассказчицы и обширные знания помогли мудрой женщине избежать казни, постигавшей всех прочих жён жестокого царя. Среди этих сказок такие известные, как «Волшебная лампа Аладдина», «Али-Баба и сорок разбойников», «Рассказ о царевиче и семи везирях», «Сказка о Синдбаде-мореходе» и другие. В этих сказках отражена культура многих стран Арабского Востока и стран Северной Африки. 77 Образ природы Природа на Востоке очень разнообразна. Именно поэтому действие в сказках происходит то в роскошных дворцах и цветущих садах, то на узких глинобитных улочках в бедных районах города, то в испепеляющей жаром пустыне или во вздымающихся щтормовых волнах моря, иногда в мрачных подземельях или в наполненных драгоценностями пещерах. 78 Какие краски и цветовые сочетания господствуют в природе Востока? Выполни упражнения на сочетание: 1) тёплых и холодных цветов; 2) дополнительных цветов. -0\ 79 й Армянский художник Мартирос Сарьян на своих карти нах создал обобщённые образы Востока. Какой образ Востока сложился у тебя благодаря карти нам М. Сарьяна? • Образы Востока в творчестве М. Сарьяна 80 Создай образ природы Востока. Это может быть цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Постарайся передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (используй гуашь, пастель, аппликацию). Потренируйся в своей рабочей тетради рисовать деревья, растущие на Востоке. Й 81 Архитектура Одно из самых красивых сооружений восточного мира — Голубая мечеть в Стамбуле (Турция). Своё название она получила из-за того, что внутреннее пространство храма отделано голубыми изразцами. • Голубая мечеть в Стамбуле 82 На Востоке много архитектурных сооружений, все они роскошно украшены. Изразцы содержат богатый геометрический и растительный орнамент, — изображать человека запрещала религия — ислам. Мечеть — это мусульманский храм. Высокие башни-колокольни по углам мечети называются минаретами. Медресе — религиозное учебное заведение. Создай обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликации. • Мечеть шаха Зайеда в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) • Медресе в Самарканде (Узбекистан) 83 Не менее прекрасны, чем храмы, — сказочные дворцы Востока. В оформлении дворцов использовали геометрический и растительный орнамент, словно ковром покрывающий поверхность стен, пола, потолка. • Дворцы восточных правителей 84 • Элементы оформления восточного дворца Дорисуй в рабочей тетради орнаменты изразца и декоративной решётки. Создай орнамент декоративной решётки или изразца в восточном стиле (для изразца используй аппликацию из голубой, белой, жёлтой или коричневой бумаги; для решётки — чёрную бумагу, белый карандаш, роллер серебряного или золотого цвета). 85 Художественное оформление волшебных предметов Представления людей Арабского Востока о мире во многом определялись их мифологией. Персонажами арабской мифологии были джинны-демоны, сотворённые из огня. Джинны-демоны похожи на людей: они смертны, хотя могут жить сотни лет. Джинны-демоны обладают фантастическими способностями: умеют летать, пробираться глубоко под землю и воду, становиться невидимыми, превращаться в людей, зверей, птиц и растения. Места их обитания — волшебная лампа, закупоренная бутылка или древний кувшин. Джинны были добрыми и злыми, но человеку следовало остерегаться и тех, и других. • Так выглядела волшебная лампа Аладдина и кувшины, в которых обитали джинны 86 Человек Востока верил, что от злых сил его мог спасти защитный амулет в форме ладони. Такой амулет называют «ладонь Фатимы» или «рука Фатимы». Это самый распространённый на Востоке древний талисман. Он сделан в виде ладони с вытянутыми тремя (средними) пальцами. Большой палец и мизинец расположены симметрично по сторонам. Считалось, что «рука Фатимы» оберегает человека от болезней и других неприятностей. Женщинам и девочкам этот амулет приносит удачу, даёт терпение, изобилие и верность. 1. Изобрази волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн. Покажи по внешнему виду «жилища» джинна, добрый он или злой. (Используй гуашь, пастель или восковые мелки.) 2. Создай волшебный амулет в форме «ладони Фатимы». Можешь вырезать его из бумаги, а затем заполнить различными узорами. А можешь слепить из пластической массы или солёного теста и после просушки раскрасить. :# 87 Образ человека в искусстве Арабского Востока Благодаря богатым фольклорным традициям — сказкам, поэмам, поговоркам — сегодня мы можем судить о том, как выглядел человек средневекового Востока. Арабский Восток не знал живописи, так как в искусстве ислама не приветствовалось изображение человека. Зато поэм, в которых поэты восхваляли своих соплеменников и клеймили врагов, было достаточно. Однако была на Востоке удивительная страна Персия, культура которой включала архитектуру и скульптуру, дивные изделия из металла и изумительную живопись. Главным вкладом Персии в мировую культуру стала прекрасная книжная миниатюра — иллюстрации к произведениям поэтов. Иллюстрации дополняли текст, усиливая впечатление от прочитанного. Образ человека, запечатлённый в миниатюре, его одежда и окружающие предметы дают нам представление о том, как выглядели люди, жившие в Средние века на Востоке, и герои восточных сказок. Качествами настоящего мужчины считались великодушие, щедрость, доблесть, стойкость, верность данному слову. Мужчина должен был постоянно утверждать своё превосходство перед противником, заботиться о семье, почитать стариков. Какие элементы одежды дополняют образ мужчины? 88 • Мужские образы на пер сидских миниатюрах Создай образ мужчины средневекового Востока. Мужчина может быть молодым или зрелым; правителем, воином или мудрецом; реальным человеком или сказочным персонажем (Аладдин, Синдбад-мореход, Али-Баба, бедный портной, коварный везирь). И 89 Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Посторонние люди мало что знают о ней. Одна история так рассказывает о прелестных образованных восточных девушках: «В своём дворце халиф имел девушку необычайной красоты, обученную грамматике, поэзии, арифметике и другим наукам. Она писала с неподражаемой грацией, и халиф обращался к её услугам, чтобы записать свои особые дела. И никто во всём дворце не мог сравниться с ней в тонкости восприятия и пленительности поэтических ритмов. Фатима писала с редким совершенством, она переписывала книги для халифа. Все учёные восхищались сочинениями этой женщины, которая имела редкую коллекцию книг по искусству и наукам. Хадижа писала самые прекрасные стихи и пела их самым сладостным голосом. Марьам преподавала поэзию и другие различные знания... и имела огромную славу... Радья, именуемая Счастливой Звездой, сочиняла стихи и изысканные истории». Такие женщины, одетые в яркие нарядные одежды, расшитые золотыми узорами, жили в роскошных дворцах правителей. - Л* ш г с* ^=1 1-^ Щ" . V • Иранская миниатюра • Т. Рамзи. Восточная красавица 90 Но есть на Востоке и другие женщины. Их главное качество — спокойная покорность судьбе, которая позволяет воспринимать мир и события как нечто само собой разумеющееся. Они стараются не вникать в то, что их не касается, не оценивать то, что не в состоянии изменить, не пытаться чего-то добиться с помощью эмоций. Они неразговорчивы, а их поступь отличается плавностью и величавостью. Это нежные жёны, хорошие хозяйки и заботливые матери. Такие женщины носят длинную свободную одежду, закрывающую тело с головы до пят. Из-под надвинутого на лоб платка видны лишь дуги бровей и кроткий выразительный взгляд. Красота для неё — это красота души и хороший нрав. • М. Сарьян. Персиянка М. Сарьян. Египетские женщины Создай образ женщины средневекового Востока. Ч. -0\ 91 Яркие образы Индии Культура Индии очень многообразна. Древние традиции соседствуют здесь с обычаями иностранцев-заво-евателей. Так, под влиянием персов в Древней Индии возникла мусульманская архитектура. Роскошные, огромные здания демонстрировали мощь новых правителей, завоевавших эту страну. Самым замечательным памятником той поры является великолепный мраморный мавзолей Тадж-Махал, построенный по приказу Шах-Джахана I в память о его любимой жене Мумтаз-Махал. • Портрет Мумтаз-Махал комплекс и построенный в ее честь 92 • Образы традиционного искусства Индии Сравни силуэты индийских храмов — мусульманского и г^| традиционного. Назови отличия. I • I Нарисуй в тетради схемы-силуэты индийских храмов — мусульманского и традиционного. 93 Ступа — символ природы и ума Архитектурное сооружение ступа — древнейший символ индийской культуры. Ступа символизирует мудрость Будды — человека, основавшего одну из мировых религий — буддизм. Родившийся и выросший в царской семье, будущий Будда отказался от богатства и власти, ушёл из дворца искать Истину. Ступа по форме напоминает колокол и является местом, куда люди могут приносить дары Будде — свои хорошие впечатления. Считается, что накопленные позитивные впечатления приведут людей к счастью, то есть к просветлению и победе над всеми препятствиями. Учёные говорят, что построенные тысячелетия назад в Азии ступы оказывают благоприятное влияние на пространство Вселенной и способствуют сохранению мира в нашем мире. 94 Слово «ступа» в переводе с древнеиндийского языка означает «вершина», «верхушка». В ступе люди видели модель Вселенной: квадрат в основании постройки — символ порядка и устойчивости; круглая, убывающая по спирали форма колокола — символ движения и развития. Используя символику индийского искусства, придумай р| и создай амулет, который мог бы оказать человеку помощь в учёбе и познании мира. 95 в Индии, в отличие от Арабского Востока, очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных богато украшают храмы снаружи и внутри. Один из центральных образов в Индии — Будда. Его изображение помеш,ают даже на крыши храмов! В Индии особым значением наделяется слон, его внешность имеет один из древних индийских богов — Ганеша, поэтому изображение слона тоже часто можно встретить в оформлении храмовой архитектуры. • Скульптурные изображения Будды 96 97 Слон — символ мудрости, величия и непобедимой мощи в современной Индии слоны пользуются большим почётом. Они — главные герои удивительного красочного праздника — Фестиваля слонов. На этом празднике расписанные от хобота до хвоста традиционными узорами и наряженные, слоны демонстрируют свои таланты — танцуют, рисуют картины и даже играют в футбол. Индийские фестивали напоминают яркие мозаики — такие же ослепительные, разнообразные, как всё индийское искусство. Они показывают силу духа индийского народа. 98 Слоны — популярные персонажи как древних, так и современных росписей. В Индии слон всегда был символом мудрых правителей. А бог с головой слона Ганеша покровительствовал мудрости, литературе и являлся символом удачи. В искусстве Индии большое значение имеет роспись. В древних храмах сохранились замечательные произведения настенной живописи; жилые помещения украшают панно и ткани, расписанные яркими узорами. • Древнее и современное изображения слонов • Эти замечательные декоративные панно создала художница Н. Полех Выполни по мотивам индийских росписей эскиз панно с изображением слона (используй аппликацию из цветной бумаги, рисунок на ткани, бумагу и гуашь). Г 99 Образ человека в искусстве Индии Первоначально живопись размещали на стенах храмов и дворцов, позже — на бумаге или ткани. Художник сначала делал рисунок линией, а затем наполнял изображение яркими и сочными красками. в индийской живописи распространены многофигурные композиции, действия персонажей происходят на фоне условного, декоративного пейзажа или интерьера помещения. Интерьер — это внутреннее пространство здания, а также убранство помещений. Создаваемые на шёлке изображения, благодаря своей насыщенной цветовой гамме, использовались в качестве декоративного укращения стен жилищ. В Индии с древних пор существовало искусство миниатюры. Основными темами для изображений служили божества, мифологические сказания, сцены из известных поэм. На миниатюрах изображены звери, птицы, растения, люди в красочной и тонко выписанной одежде. Богатый и декоративный стиль индийской миниатюры схож с росписями на тканях. Ж i • Древние индийские миниатюры 100 Судить о том, как жители Индии представляли человека, можно по персонажам живописи. В ярком многоцветий среди мелких декоративных деталей показаны герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки. Их замедленные движения плавны и грациозны. Несмотря на условность лиц, они всегда наполнены эмоциями. Фигуры часто изображены на фоне пышного тропического пейзажа — густых крон и лиан, обвивающих стволы деревьев. • Индийские миниатюры 101 Смуглые лица индийских женщин тщательно выписаны. Из-под изогнутых дугой тёмных бровей смотрят большие выразительные глаза. Чёрные, разделённые прямым пробором, волосы свободно спадают на плечи или собраны в пучок на затылке. Лёгкая ткань, накинутая на голову женщины, служит частью традиционной одежды — сари. Яркое, насыщенное по цвету и покрытое узорами, сари струится вдоль тела, придавая фигуре изящество и грацию. Индианки с древности используют многочисленные украшения: серьги, бусы, кольца, браслеты, гирлянды из цветов. Мужчины носят на голове тюрбаны. Эти традиционные головные уборы защищают голову от жары и знойного солнца. В живописи часто используется декоративный фон, с которым хорошо сочетаются фигуры. При однотонном фоне особенно нарядно украшают персонажей. Движения людей — медленные и изящные. Древние изображения индийских женщин 102 • Образ современной индийской женщины в картинах К. Пешакова • Такой индийскую женщину видит современный художник Дж. Рой В чём состоят особенности индийской живописи? Создай в традициях индийского искусства образ женщины или выполни парный портрет — женщины и мужчины (используй гуашь или пастель). 103 Добрые образы Китая Древний Китай был одной из самых высокоразвитых стран мира. В Китае изобрели шёлк, фарфор и бумагу. Китайцы создали оригинальную архитектуру и живопись. Архитектура Китая тесно связана с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых так богата китайская живопись. О художнике в Древнем Китае говорили: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Китайские художники во все времена любили рисовать пейзажи с облаками и деревьями, острые вершины гор и округлые очертания холмов, пещеры и ущелья, ветви дорог, ведущих в горы, и деревья у изгибов дорог. Лесам и потокам придавался возвышенный смысл. Вот советы художника ученикам: «Хозяину-пику лучше всего быть высоко торчащим; гости же горы нужно, чтоб мчались к нему. Там, где сгиб и обхват, поместим, пожалуй, монашеский скит; у дороги, у вод мы поставим простое жильё. Средь скал нависших и опасных круч хорошо б приютить странное дерево. Далёкий холм сольётся с ликом туч, а горизонт небес свой свет с водой соединит. ...Пусть облака, туман... то легки, то тяжелы, соответственно временам года. При ветре все формы непостоянные. Нужно удалять излишние детали и отбирать главное». Людей удивляло, что на небольшом листе художник может уместить огромное пространство: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Среди деревьев предпочтение отдавалось соснам: «Сосны могут расти искривлёнными, но не извилистыми; иногда они густые, иногда редкие... Их мужественная сила делает их одинокими и высокими... кажется, что они делят лес на последовательные горизонтальные слои». 104 Пагода — священное сооружение, хранилище древних реликвий. Изображение природы на шелке • Архитектура Китая Прочитай в тетради стихотворение китайского поэта о сосне. Проиллюстрируй его (используй тушь, акварель). 105 Искусство выбирать главное Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая в основном выполняли тушью или акварелью на вертикальных свитках и часто дополняли надписями в виде знаков — иероглифов. Строки надписей располагали вертикально. Китайцы сравнивали рисунок со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа. В Китае существовало два вида пейзажа. Придворные китайские художники изображали пейзаж издалека, в их работах выступает обобщённый образ природы: «Когда рисуешь, не забудь, что издали нельзя видеть ни глаз, ни листьев, ни волн, что на горизонте вода сливается с облаками». Художники-самоучки за стенами императорского дворца любили изображать природу через детали: не целый лес, а одно дерево или ветку, не букет, а один цветок. Каждый предмет был символом. Эта традиция позже перешла в японское искусство, которое должно было привить человеку умение наслаждаться красотой сосновой хвоинки вместо того, чтобы охватывать взором целое дерево. Тайна искусства для восточных художников состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. По их мнению, чистые, не заполненные рисунком, части листа несут не меньшую, а может, даже большую информацию, чем сам рисунок. 106 пространство в пейзаже символизировало бесконечность мира, включающего в себя необъятную мощь и величие природы. Создай такой образ природы, какой её видели китайские художники. Сделай надпись, поясняющую смысл твоего рисунка. Потренируйся в рабочей тетради писать буквы шрифтом, напоминающим китайские иероглифы. Символическое значение предметов: • рыбы (карп) — успех; • бабочки — безмятежная радость, счастье; • цветы лотоса — верность; • сливы, персики — плодородие, изобилие; • птицы — свобода и радость; • сосна — долголетие. 107 Дракон — символ добра и защиты с? Центральное место в китайской мифологии занимает дракон — существо доброе и милостивое. Дракон объединяет в себе четыре стихии — воду и огонь, землю и воздух. С действиями дракона соотносят времена года. Например, начало весны и пробуждение природы, по поверьям древних китайцев, — это время, когда проснувшийся дракон поднимает голову. Вот как в древней книге описан внешний облик дракона: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза чёрта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Придав дракону такие черты, люди стремились показать его первенство среди всех земных обитателей. Китайский народ верил, что дракон может защитить от зла и нечистой силы. Он символизирует счастье и благоденствие. До сих пор в Китае существует поклонение дракону как богу водной стихии — хранителю благополучия. Фигуры драконов украшали жилища правителей. Памятники драконам стоят во всех сохранившихся с древних времён императорских дворцах. Почему дракон объединяет в себе четыре стихии? Китайцы считают себя потомками дракона, а императоры назывались сынами небесного дракона. У китайского народа есть традиционное пожелание: чтобы дети стали драконами, то есть умными, способными людьми. Форму дракона часто придают и воздушным змеям, которых в Китае с древних времён любят запускать на праздниках. 108 Сейчас существует Всемирный день воздушных змеев. В этот день любители воздушных змеев во всём мире запускают своих летающих «питомцев». Ещё одно изобретение Древнего Китая — так называемые китайские фонарики. Фонарь — это один из видов традиционных художественных изделий Китая. В дни праздников по всей стране зажигают фонари в виде дракона или с изображением дракона. По форме китайские фонари очень разнообразны. Особенно популярны шарообразные, четырёх- и шестигранные, с различными рисунками. В канун праздника их развешивают в каждом доме. Фонари покупают в магазинах и изготавливают сами. Наиболее популярными являются фонарики с вращающимися внутри картинками и фонарики в виде дракона. 'ii'hi-s' Нарисуй в рабочей тетради эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Сконструируй из бумаги воздушного змея или фонарик в виде дракона, укрась его. 109 Образ человека в искусстве Китая По традиции образ человека-героя не был главным в искусстве Китая, свой внутренний мир люди раскрывали через изображение жизни природы. Живопись рассказала нам о поэтическом восхищении красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае. Поэтому позже, когда в китайской живописи появляется образ человека, его реальные изображения часто соединяются с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов. Женщины, изображённые на свитках, показаны как часть пышного, цветущего мира. Они утопают в многоцветий садов, среди зарослей бамбука. Над ними кружатся бабочки и диковинные птицы. Одетые в яркие, расписанные орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок, мотивов пейзажа шёлковые одежды, они и сами напоминают гигантских нарядных бабочек. Их головы, с огромными, украшенными замысловатыми заколками и бусинами причёсками, на тонких, затянутых воротниками-стойками шейках, уподобляются хрупким фарфоровым изделиям. В одежде используется много лент, нитей бус, расшитые пояса: образ дополняют зонтики и веера. Веер в Древнем Китае служил признаком достатка и авторитетности его владельца. На веере изображали горы, реки, цветы, птиц и зверей, иногда портреты. 110 Сравни женский и мужской образы в искусстве Китая. г^\ Какие черты китайцы ценят в женщине, а какие — ! • I в мужчине? Создай образ человека в традициях искусства Китая. Ш 111 Музеи и выставки Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в музеях мира. Главные музеи России находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Какие музеи Москвы и Санкт-Петербурга ты уже знаешь? Й В музеях хранятся произведения искусства, когда-то созданные художниками. Какие музеи искусства есть в твоём городе, районе, области? Произведения каких известных тебе художников и скульпторов там хранятся? Картины и скульптуры современных художников можно увидеть на художественных выставках. Устройте с одноклассниками художественную выставку работ, созданных вами за этот учебный год. Проанализируйте, чему вы научились за год, что нового узнали в области искусства.